Светлана Фудина
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Огонь — друг и враг»
Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.
Задачи:
-дать детям представление о происхождении огня, его роли в жизни человека;
-формировать знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара;
-развивать чувство ответственности за свои поступки.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Огонь — друг и враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.
-развивать внимание, логическое мышление;
-расширять словарный запас детей словами, связанными с профессией пожарного.
Демонстрационный материал:
набор картинок с правилами безопасного поведения дома, в общественных местах, в природе, иллюстрации сказок (по данной тематике)
Предварительная работа:
беседа о пожароопасных предметах;
чтение произведений С. Я. Маршака «Кошкин дом»; К. Чуковского «Путаница»;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать и отгадать загадку:
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает
Дети: Огонь
Воспитатель: Дети, как вы думаете, огонь для человека друг или враг?
Дети: Огонь - враг, потому, что из-за него происходят пожары лесах, в квартирах, домах.
Воспитатель: Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер (жилищ древних людей).
Огонь друг или враг зависит от человека. Взрослые умеют «обращаться» с огнем. Но когда огонь попадает в руки детей, он становится опасным. Из доброго и помощника человека огонь превращается в огнедышащее чудовище, которое гуляет по квартирам и домам, лесам. Тогда может возникнуть беда.
А приносит ли огонь пользу человеку? (Ответ детей)
Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом, светом, горячей пищей. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать механизмы, запускает в небо ракеты, космические корабли. Он нужен в домах, детских садах, школах, на заводах, фабриках, больницах.
А все-таки, почему возникают пожары? (Ответ детей)
Воспитатель: Да, ребята, пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнем.
Скажите пожалуйста, а какие причины возникновения пожара вы можете назвать (Ответы детей)
Воспитатель: Ну а что нужно делать, если вдруг начался пожар (Ответы детей)
Воспитатель: Когда нарушают правила обращения с огнём, он становится опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения человека с огнем. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал правила безопасности.
Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Дети: По номеру 01, 101, 112.
Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону (Ответы детей)
Воспитатель: Нужно назвать адрес возникновения пожара, фамилию звонящего, быстро и четко объяснить, что горит.
Скажите, люди какой профессии первыми приходят на помощь во время пожара?
Дети: Пожарные.
Воспитатель: Что вы знаете о пожарных?
Дети: Пожарный одет в специальный костюм, ездят на специальной, пожарной машине, имеют специальные средства тушения пожара.
Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
Дети: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым….
Физкультминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью об ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись
Воспитатель: А что нельзя делать, при возникновении пожара?
Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, прятаться под кроватью, шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу, громко позвать на помощь взрослых….
Воспитатель: Помимо самого огня, очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот мокрым платком, полотенцем, шарфом ….
Воспитатель: Молодцы, а теперь расскажите пожалуйста:
Какую опасность приносит огонь (Ответ детей)
Какую пользу приносит огонь (Ответ детей)
О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара (Ответ детей)
Что необходимо делать, если случился пожар (Ответ детей)
Как вызвать пожарную команду по телефону (Ответ детей)
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы были сегодня молодцы.
Я вам желаю, чтобы вы всегда соблюдали правила пожарной безопасности и в ваш дом никогда не пришла беда.