Екатерина Яковлева
Конспект ООД по речевому развитию «Путешествие в Простоквашино» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие» на тему «Звуковая культура речи: свистящие и шипящие звуки «Ж-Ш, З-С, Ч» для детей среднего дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 3 «Светлячок», г. Троицк, г. Москва Яковлева Екатерина Васильевна.
Цель: Упражнение детей в четком и правильном произнесении свистящих и шипящих звуков Ж-Ш, З-С, Ч.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Путешествие в Простоквашино“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
формировать правильное звукопроизношение, четкую дикцию;
развивать умение произносить звук с различной громкостью, на одном выдохе.
2. Развивающие задачи:
укреплять артикуляционный аппарат;
развивать речевое дыхание, темп речи;
закреплять правильное произношение свистящих звуков З-С, шипящих звуков Ж-Ш, Ч;
развивать воображение, слуховое внимание, творческие способности.
3. Воспитывающие задачи:
воспитывать интонационную выразительность речи, смелость;
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора (загадка, художественно-эстетическое развитие (музыка).
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.
Средства реализации: игрушки – кот Матроскин, коза, корова, гусь, пчела, цветок; изображение домика, деревьев, указателя «Простоквашино», «Паровозика из Ромашково»; напольные паззлы (железная дорога); большой бумажный конверт; полоски яркой бумажной салфетки; корыто; ведерко; коробка; игрушки домашних животных; аудиозаписи; магнитофон.
Организационная структура игрового занятия:
1. Мотивационно-побудительный этап.
Музыка: «Утро начинается». Воспитатель с детьми заходят в группу и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель: - Ребята, здравствуйте! Вы заметили, какое сегодня доброе утро? А вы знаете, что нужно сделать, чтобы оно было добрым? Правильно – поздороваться! Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: Доброе утро! Добрый час! Очень рады видеть Вас!
Воспитатель: А теперь давайте мы поздороваемся друг с другом.
Дети:
Ты и я, ты и я (дети указывают пальчиком друг на друга),
Мы с тобой - одна семья (кладут руки на плечи друг другу).
Вместе читаем (делают «очки»,
Вместе играем (прыгают на одной ноге,
Вместе и во всём друзьям мы помогаем (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами …. (обратить внимание на конверт на полу возле входной двери в группу). Ой, ребята, посмотрите, письмо какое-то… Разве к нам приходил сегодня почтальон? Какой большой конверт, и красивый какой, полосатый… Будем открывать? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, только конверт, оказывается, непростой! Загадку нужно отгадать про отправителя письма, вы мне поможете? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, тогда слушайте внимательно
Любит есть он бутерброд не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
Звучит тихо музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», во время чтения письма.
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с дядей Федором приглашаем вас к себе в гости, в деревню Простоквашино. У нас там…»
Воспитатель: Ой, здесь письмо прерывается. Может что-то случилось? Что будем делать? (ответы детей).
Воспитатель: Отправимся к коту Матроскину его спасать? (ответы детей). Тогда в добрый путь. Вот уже и «Веселый паровозик» из Ромашково приехал (показать изображение Паровозика). Как пыхтит паровоз? «ЧУХ-ЧУХ». Вставайте все друг за другом – и поехали.
2. Организационно-поисковый этап.
1) Динамическая пауза «Как пыхтит паровозик», звук Ч.
Воспитатель: Мы начинаем движение (дети произносят медленно и тихо «Чух-Чух», прибавляем скорость (громче и быстрее), подъезжаем и останавливаемся (замедляется темп и понижается голос). (Хоровой ответ).
Указатель «Простоквашино». Обстановка деревенского двора: забор, изба. Перед домиком на траве лежат корова, коза и гусь (игрушки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы – в Простоквашино!
Постучаться в домик и одеть кота Матроскина на руку.
Матроскин: (подтягиваясь и зевая) О, наконец-то мои дорогие ребята приехали! Теперь мы еще больше сена для моей Мурки приготовим! Представляете, я пока вас ждал, так крепко заснул.
Воспитатель: Здравствуй, Матроскин! (вместе с детьми) Похоже, что не ты один заснул, посмотри во двор! (показать на животных возле дома)…
Матроскин: Ой, а что же случилось? И моя корова Мурка тоже спит? И что же теперь делать?
Воспитатель: А мы можем помочь тебе разбудить твоих друзей, правда, ребята? (ответы детей). Мы разбудим их своими язычками.
Закрепить кота Матроскина на своем плече.
Воспитатель: (обращаясь к Матроскину) Сначала мы наберем водицы для всех твоих друзей. (Обращаясь к ребятам) Ребята, я как будто буду открывать кран с водой, а вы, будете изображать, как течет вода из крана тонкой струйкой (С-С-С) (хоровой ответ).
2) Словесная игра «Как журчит вода» (воспитатель подносит выборочно ко рту детей полоску салфетки яркого цвета – она должна шевелиться).
Воспитатель: Давайте послушаем, как сильно журчит водичка у. А сейчас я начинаю закрывать кран – вода журчит тише, тише, совсем перестала течь. (Многократное повторение звука «С-с-с», индивидуальные ответы).
Все, воды мы, набрали (имитировать переливание воды из ведра в корыто у домика). Посмотрите, корова Мурка проснулась, и она вас благодарит «МУ-У-У» (поднять и покачать коровой). Как мы ей ответим «пожалуйста» на ее языке? – «Му-у-у». Хорошо.
Продолжим будить наших друзей? А сейчас мы будем петь и еще пальчиками играть. Садитесь, пожалуйста.
3) Пальчиковая игра «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ША, ШО, ШУ, ШИ (сначала одной рукой – девочки, потом другой рукой – мальчики, затем одновременно двумя руками все дети).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, гусь проснулся и кланяется вам. Давайте мы ответим ему «пожалуйста» - сделаем вдох, наклонимся вперед и, вытянув шеи, прошипим «ш-ш-ш».
Слышится жужжание пчелы.
Воспитатель: Ой, вы тоже слышите этот звук? Он вам ничего не напоминает? (ответы детей). И правда, пчела, посмотрите, ребята!
Показываю на пчелу на цветке на полу, беру ее на руки (игрушка, изображаю, будто что-то возле уха она жужжит.
Воспитатель: Пчелка мне прожужжала, что ее детки тоже заснули. Как же нам ей помочь? (можно спросить отвлекающегося ребенка). Ну, конечно, же, поиграть! В больших и маленьких пчел! По моему сигналу «Пчелы» вы превращаетесь в больших пчел – будете летать и жужжать громко, долго, а по сигналу «пчелки» - в маленьких – летать и жужжать тихо.
4) Подвижная игра «Большие и маленькие пчелы» (Динамическая пауза).
Во время игры воспитатель спрашивает индивидуально «Как жужжит большая пчела?», «Как жужжит маленькая пчела?».
Музыка – «жжужание пчел».
Воспитатель: Посмотрите, наша пчелка машет нам крыльями, будто благодарит! (поднять и подвигать пчелкой). Давайте мы с ней тоже попрощаемся – «ж-ж-ж».
Матроскин: «Ж-ж-ж», до свидания, пчелка! (пошевелить игрушкой).
Воспитатель: Ребята, кого нам еще нужно разбудить? (ответы детей). Конечно же, козу! Для этого вам нужно будет закончить фразы подходящими словами и затем повторить их полностью. Будьте внимательны!
ЗА-ЗА-ЗА – вот идет ___ (показать игрушку-козу);
ЗУ-ЗУ-ЗУ – накормлю___ (показать «кубик» сена и погладить козу);
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – сено дам ___ (пододвинуть к козе «кубик»-сено);
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – не боимся мы козы (помахать указательным пальцем впереди и показать «рога» козы);
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо получилось у ___ и у. Посмотрите, и коза наша проснулась!
Матроскин: Ур-ра! Вот и все мои друзья проснулись! Спасибо, ребята! Вы – настоящие друзья!
Воспитатель: Пожалуйста, Матроскин! Только нам с ребятами уже пора возвращаться в детский сад.
Матроскин: Погодите, я хочу вас отблагодарить! (взять из домика коробку с домашними животными и протянуть воспитателю). Это вам на память о Простоквашино! (положить Матроскина – уходит в домик).
Воспитатель: Спасибо, Матроскин! Мы обязательно посмотрим, что в шкатулке, когда вернемся в детский сад. А сейчас нам, ребята, пора возвращаться. Обратно мы поедем на машине. Давайте, мы с вами накачаем «шины» насосом перед дорогой.
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
5) Дыхательная гимнастика «Насос». Дети делают вдох, наклоняются вниз, резко опуская руки вниз, – громкий выдох. Несколько раз.
Воспитатель: Вставайте друг за другом, поехали (звучит музыка).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду (собрать детей в полукруг).
Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были? (в деревне, в Простоквашино)
Что мы там делали? (помогали Матроскину, будили его друзей)
Кто скажет, как мы будили друзей Матроскина? (пели песенки, говорили чистоговорки).
Вам понравилось? Приедем еще? Давайте попрощаемся с гостями и пойдем смотреть наш подарок! (Ребята прощаются).