ирина кирьянова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Земноводные и пресмыкающиеся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными.
Задачи:
- закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;
- формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся;
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Земноводные и пресмыкающиеся“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Земноводные и пресмыкающиеся
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон) и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); земноводное - амфибия, пресмыкающееся – рептилия.
- расширять активный и пассивный словарь;
- воспитывать любовь ко всему живому на земле.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Земноводные и пресмыкающиеся».
Раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея, раскраска «Дорисуй картинку» (лягушка, раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте такую загадку.
Животные не водные
И не совсем земные
Прекрасно плавают в воде
Но сухопутные вполне
- Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответ). Давайте, попробуем разобраться вместе.
2. Кто такие земноводные?
- Отгадай такие загадки:
Летом в болоте
Её вы найдете.
Зеленая квакушка –
Кто это?. (лягушка – слайд)
Он в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом (тритон – слайд)
- Как этих животных можно назвать одним словом? (ответ) .
- Это земноводные животные. Что означает слово земноводные? Из каких двух слов оно состоит? (земля и вода). Почему они так называются? (ответ). Земноводные – это такие животные, которые одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше. Земноводных также часто называют «амфибии», что в переводе с греческого языка означает «ведущий двойную жизнь».
- Обычно кожа земноводных эластичная, очень тонкая и не защищена ни мехом, ни чешуёй, ни роговыми пластинами. А необычайная важность её заключается в том, что земноводные дышат не только с помощью лёгких, но и через кожу. Для такого дыхания необходимо, чтобы кожа постоянно была влажной.
- Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходима сырость или близость водоема.
3. Физкультминутка «Лягушки»
Утром лягушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
4. - Я знаю ещё несколько загадок.
Он на экваторе живет.
И у него огромный рот.
Он солнце в сказке проглотил.
Кто? Догадался? – (крокодил – слайд)
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой,
На земле клубком свернется.
Угадали, как зовётся? (змея – слайд)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! –
Удрала, а хвост в руках. (ящерица – слайд)
Очень медленно идет,
Дом она с собой несет.
Испугается чего-то,
В панцирь с головой уйдет (черепаха – слайд)
- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т. к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.
- У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами. Размножаются рептилии яйцами.
5 Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»
На лужайке две подружки (Пальцы широко расставлены)
Ква – ква-ква, ква – ква-ква (Сложить четыре пальца вместе к большому)
Две зеленые лягушки: (Пальцы широко расставлены)
Ква – ква-ква, ква – ква-ква (Сложить четыре пальца вместе к большому)
Хором песни распевают: (Пальцы широко расставлены)
Ква – ква-ква, ква – ква-ква (Сложить четыре пальца вместе к большому)
Всем зверятам спать мешают (Погрозить укательным пальцем).
Ква – ква-ква, ква – ква-ква (Сложить четыре пальца вместе к большому, ладони вместе под щеку, спят).
Ква! (Громко «квакают, просыпаются)
6. Дидактическая игра «Дорисуй картинку»
- Посмотрите, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что нужно сделать? (их нужно дорисовать).
- Дорисуй картинки.
- Скажите, что получилось (змея и лягушка). Кто из них пресмыкающиеся, а кто – земноводное?
7. Чем похожи пресмыкающиеся и земноводные?
- Пресмыкающиеся (рептилии) и земноводные (амфибии) - холоднокровные животные. Как ты думаешь, что это значит? (у них холодная кровь). А как это – холодная кровь? (ответ ребёнка). Температура их тела зависит от окружающих условий. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны. Однако они способны отчасти контролировать температуру тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом - они охотятся ночью.
8. Рефлексия
- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся и земноводных)
- Расскажите, почему земноводные называются земноводными? (ответ). А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (земноводные – это амфибии, а пресмыкающиеся – рептилии).
- Перечислите пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица). А теперь назови земноводных (лягушка и тритон).
Молодцы! Все сегодня хорошо отвечали и внимательно слушали.