Усиля Истделеева
Конспект ООД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Азбука экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• закрепить с детьми понятие «Деньги»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
• дать понятие: «банкомат», «пластиковая карта», «наличные и безналичные деньги»;
• познакомить с работой банка; способствовать формированию коммуникативных отношений;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
• развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и
• воображение;
Материалы и оборудование: Иллюстрации, видео подборка слайдов с изображением работников банка – консультант, кассир, охранник. Картинки с изображение предметов для игры «Что можно купить», «схема потребностей», монеты, салфетки, фломастеры, большой кошелек, маленькие бумажные кошельки на каждого ребенка, деньги и монеты разного номинала. Музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Жизнь людей в современном мире», «Для чего нужны деньги», «Зачем нужно хранить деньги».
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Муха Цокотуха», Л. Толстой «Приключения Буратино». Решение логических задач, экономических задач по математике; Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;
Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин», «Почта»;
Дидактические игры: «Угадай название», «Закончи предложение», «Найди лишнее», «Выбери верно предложение».
Ход:
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Приглашаю на игру в необычную страну.
Та страна – страна Финансов,
Страна рынка, денег, шансов.
В ней меняют, продают,
Экономят, в долг дают!
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, а что это такое (обращает внимание на кошелек.)
Скажите, а для чего нужен кошелёк?
Как люди его используют?
Дети: В нем хранят деньги (или в него складывают деньги)
Он не узок, не широк —
Просто чудо-кошелек!
Фунты, доллары, рубли,
Словно в море корабли,
Мимо пусть не проплывут,
В кошельке найдут приют.
Воспитатель: Правильно, кошелек используют для денег.
Откроем кошелек, посмотрим, что в нем.
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
(воспитатель открывает кошелек и в это время на экране появляется монетка)
Ребята вы видите на экране и у меня в руке современные монеты. Какие монеты? Давайте их опишем. Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им. Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак). Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует настоящие монеты всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми. Все ли они одинакового цвета и величины. А какая из этих монет самая ценная? Как вы думаете? (о
Воспитатель: Скажите пожалуйста, что такое банкнота? (Ответы детей)
Воспитатель: Металлические деньги называют монетой, а бумажные банкнотой или купюрой.
Воспитатель: Деньги, это такой предмет, за который можно все купить. Например: хлеб можно купить за несколько монет, а куртку за несколько банкнотов.
Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы противоположный признак банкноты и наоборот.
Игра «Дополни»
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Мы с вами монеты будем складывать в копилку, а банкноты в кошелек
Игра «Разложи правильно» (Воспитатель раскладывает перед детьми монеты и банкноты, ставит копилку и кладет кошелек, дети подходят по очереди и монеты кладут в копилку, а банкноты в кошелек).
Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги? (ответы детей)
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
Правильно, они получают зарплату на работе. Они выполняют свой труд добросовестно и за это они получают деньги. Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Да или нет».
Деньги можно заработать?
Деньги можно нарисовать?
Деньги можно получить в подарок?
Деньги можно украсть?
Деньги можно найти?
Деньги можно отобрать?.
Деньги можно выиграть?
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (воспитатель показывает пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)
А сейчас мы с вами посмотрим, как работают деньги.
(Дети подходят к доске с картинками. На ней схема оборота денег)
Воспитатель: Деньги печатают в определенном месте. Кто знает, как это место называется?
Ответ детей : - В монетном дворе.
Воспитатель: Правильно. Деньги печатают в монетном дворе. Потом они куда поступают?
Ответ детей : В банк.
Воспитатель: Правильно. Из банка деньги поступают?
Ответ детей : - На разные предприятия.
Воспитатель: Правильно. На предприятия, где работают ваши родители. Они получают деньги и это называется заработной платой. Папа и мама приносят зарплату домой и получается общий семейный бюджет. Родители договариваются куда эти деньги они будут тратить.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет.
А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? (ответы детей)
У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!
Бюджет - это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответы детей)
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
Воспитатель: Ребята, перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача
Распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату - 2 монеты,
купить одежду - 1 монета,
на продукты - 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.
Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке без дела, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в банке денег будет отдаваться ему лично - например, 3% или 5%. В этом помогают работники банка: консультанты - они дают консультацию на какой счет положить деньги, чтобы они приносили больший доход; кассиры банка помогают положить или перевести ваши деньги на определенный счет, а также выдают деньги со счетов клиентов. Все данные, которые вносят работники банка при осуществлении операций, строго засекречены и никому никогда не оглашаются, поэтому люди могут хранить свои деньги в банке, не боясь их потерять. А на что вы потратите свою прибыль от накопленных процентов, решать только вам.
Ребята, скажите, а где хранят деньги ваши родители? Ответ детей : - В кошельке, на карте. Воспитатель: Правильно. У всех взрослых есть кошелек и в нем лежат деньги. Вот посмотрите, какие деньги лежат в моем кошельке (воспитатель показывает кошелек с деньгами). Мы их можем увидеть, можем посчитать, хватит ли нам на покупку и эти деньги называются наличными. А вот в этом кошельке (показывает кошелек с пластиковой картой) денег нет, но есть пластиковая карта на ней находятся безналичные деньги. И с этой картой мы можем сходить в банк и снять наличные деньги. Скажите, а откуда в банке можно снять деньги?
Ответ детей : - С банкомата.
Воспитатель: - Да, в банке стоит банкомат. Мы карточку вкладываем в банкомат, и чтобы нам получит определенную сумму денег на надо что сделать?
Ответ детей : - Ввести пароль доступа.
Воспитатель: Правильно. У каждой карты есть свой пароль доступа его нужно запомнить и эти цифры как вы думаете нужно все рассказывать? Ответ детей : Нет.
Воспитатель: - Никому нельзя рассказывать, чтобы деньги не пропали.
Я предлагаю подойти к экрану и рассмотреть банкомат.
(Дети рассматривают банкомат)
Воспитатель: - Теперь у нас с вами есть свой банкомат, карточки с деньгами и деньги, и мы с вами можем что-нибудь купить, но прежде давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка:
«Покупка»
Ребята давайте вспомним нашу физкультминутку
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а все ли можно купить за деньги?
Ответ детей : Нет.
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами поиграем в игру, что можно купить за деньги, а что нельзя.
Игра: «Что можно купить, а что нельзя» (Воспитатель показывает детям карточку, а дети говорят, можно или нельзя это купить и объясняют свой ответ).
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста вам понравилось сегодня наше занятие? Ответ детей : Да.
Воспитатель: - А что вам запомнилось больше всего? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, хорошо. Ребята давайте я расскажу вам одно правило, и вы его запомните. Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно. Не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили. Молодцы. На этом сегодняшнее наше занятие закончилось. Мне очень понравилось, как вы работали. Будем с вами и дальше знакомится с финансовой грамотностью.
Список литературы:
1. Азбука бережливости для дошкольников / авт. -сост. И. П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
2. Аксенова Н. И., Левин Ц. М., Луговой Е. А., Павленко Л. А. «Поиграем в экономику»// Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники - 38 с.
3. Барсукова Л. С., Беляева И. А., Гусева М. А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshihdoshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah
4. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
5. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
6. Годфри Джолайн. Как научить ребенка обращаться с деньгами/ издательство «Добрая книга», 2006 – 224 с.
7. Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори –шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25.