Елена Бобылева
Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе «Загадочная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе
На тему: «Загадочная вода».
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире о свойствах воды, его экологической системе.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ОД по области „Познавательное развитие“ в старшей группе „Загадочная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
Развивающие :
- развивать речь, мышление, любознательность;
- развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Методы и приё мы: беседа, вопросы к детям, ответы детей, похвала, объяснение.
Технологии: деятельностная, здоровье сберегающая деятельность, исследовательская деятельность.
Оборудование: запись шума воды, стакан с водой, стакан с молоком, ё мкости: с солью, с сахаром, пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка заполненные водой, растительное масло, мука, трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик, узкая баночка, яйца, баночки пластиковые, кисточки.
Ход:
1. Мотивация:
В: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает,
но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять
Д: вода
В: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. (звучит шум воды).
В: Я слышу какие-то звуки. Что это за звуки?
Д: шум воды
В: Ребята, а где встречается вода в природе?
Д: в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах.
В: Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.
В: А кому нужна вода?
Д: насекомым, животным, человеку
В: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь.
Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете!
2. Планирование:
В: Ребята, а как мы можем узнать о воде?
Д: Посмотреть в интернете всё о воде, сходить в лабораторию и т. д.
В: Ребята, вы хотите больше узнать о воде?
Д: да
В: Я приглашаю вас отправиться в лабораторию исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования.
В: Проговорим волшебные слова:
Раз, два, три-вокруг себя повернись, в лаборатории окажись!
3. Реализация замысла:
В: Вот мы и в лаборатории, проходите и занимайте свои места.
Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, вспомните какие:
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.
2. Брать только нужные материалы.
3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
4. Не забывать после каждого опыта сделать вывод.
Опытно-исследовательская деятельность.
1опыт. У воды нет запаха.
В: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?
Д: вода
В: А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет?
Д: нет
Вывод: Правильно, вода не имеет запаха.
2 опыт. Вода – растворитель.
В: Ребята, перед каждым из вас стаканчики с водой, а также сахар и соль. Я предлагаю, каждому насыпать в свой стакан сахар или соль на выбор. Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей).
В: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
В: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
(Дети выполняют это задание.)
Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде?
Д: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
(Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку)
В: Что же мы видим?
Д: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
В: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
В: А сейчас немного отдохнём Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают».
Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами).
А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом).
Заниматься вновь начнем.
3 опыт. Вода прозрачная.
В: Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему?
Д: В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет.
В: Какой вывод мы можем сделать?
Д: значит, вода прозрачная
В: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.
Вывод: вода прозрачная жидкость. У воды нет цвета.
4 опыт. Какой формы вода?
(На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает)
В: Ребята, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит?
Д: вода принимает форму, в которую её переливают.
В: Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Физ. минутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Фокус с водой воспитателя вместе с детьми:
«Плавающее яйцо». Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом?
Д: утонуло.
В: Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло?
Д: не тонет
В: Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
В: А сейчас я покажу вам ещё небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз
(Дети самостоятельно разбавляют солёную воду).
В: К сожалению, это был последний фокус и нам пора возвращаться в детский сад. Проговорим волшебные слова:
Раз, два, три-вокруг себя повернись, в детском саду окажись!
4. Рефлексия:
В: Ребята, вам понравилось быть исследователями?
О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
Какие свойства есть у воды?
Кто запомнил, какие опыты с водой мы проводили?
Молодцы ребята! Вы все сегодня были отличными лаборантами.