Айголь Хусаинова
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Жанры живописи башкирских художников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 С. СТЕРЛИБАШЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект
организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию.
Тема: «Жанры живописи башкирских художников»
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Жанры живописи башкирских художников“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Жанры изобразительного искусства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель: Хусаинова
Айголь Махмудовна,
МБДОУ д/с №1 с. Стерлибашево
МР Стерлибашевский район,
Республики Башкортостан
«Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Совершенствовать умения в изображении пейзажа - закреплять умение передавать в рисунке образ природы родного края располагать изображение по всему листу бумаги, вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины художников Башкортостана. Закрепить знания рисования свечой, нетрадиционного рисования цветными опилками,
познакомить моделированием портрета. Воспитывать аккуратность в работе.
Задачи образовательной деятельности:
1. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к
окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных.
3. Познакомить детей с картинами башкирских художников- пейзажистов, продолжать знакомить с картинами первого национального башкирского художника Касима Давлеткильдеева, рассматривать картину Адии Ситдиковой
«Аромат меда»
3. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусств художественной деятельности и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
4. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений,
желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
Технические умения
Совершенствование моторных характеристик умений.
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и
инструментов, их сочетания.
Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических навыков.
Материал: картины башкирских художников с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, свечи, краски, разноцветные нитки, пуговицы, образцы натюрмортов, крашенные гуашью опилки, кисти, клей ПВА, альбомный лист с наклеенной посудой с башкирским орнаментом для фруктов.
Предварительная работа: рассматривание репродукций, рисование пейзажей, портретов, натюрмортов. Вырезать блюдце для фруктов и наклеить на альбомный лист.
Ход ООД
1. Настрой на организованную образовательную деятельность.
Ребята хотите со мной поехать в страну Живописи. Я вас приглашаю в страну живописи башкирских художников- художников нашей республики.
- Какие жанры живописи вы знаете? / пейзаж, натюрморт, портрет. /
- «Сели» в паровозик и поехали.
Чух- чух паровозик… (Звучит песня «Паровозик»)
- Остановка «Пейзажино»
- Посмотрите изображён пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, деревни, горы, поляны.)
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Воспитатель: правильно ребята, картины, где изображена природа - называется пейзаж.
-Очень красива природа Башкортостана и зимой, и летом, и весной, и осенью. Все художники любили рисовать пейзаж.
-Внимательно посмотрите на пейзажи наших башкирских художников Бориса Домашникова «Калужница цветет», Михаила Нестерова «Весна», Василия Сыромятникова «Юрта», Рамиля Абдуллина «Прогулка», Зуфара Гаянова «Начало зимы».
- Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому).
- О чём не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (передний, ближний, дальний, задний планы).
- Как называются художники, которые рисуют пейзаж? (Художники – пейзажисты).
- Пройдите за столы, мы с вами будем художниками – пейзажистами и нарисуем природу родного края, такт как на улице зима, будем рисовать зимний пейзаж. Рисуем свечой и красками.
Сначала рисуем свечкой, что рисуем свечкой? (деревья, кусты)
А потом рисунок покрываем краской.
(Работы детей)
Молодцы ребята. Из вас получатся настоящие художники-пейзажисты.
-Давайте пополним выставку своими рисунками.
-И поехали дальше. (Звучит музыка «Паровозик»)
-Остановка «Портретино».
-А что мы видим здесь ребята?
- Значит, что такое портрет? картины, где изображены люди /
- Что мы здесь видим ребята? (портреты)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина
Или Колька твой сосед,-
Обязательно картина
Называется портрет.
Посмотрите, вы узнали чьи картины? (Касима Давлеткилдеева)
Вспомните, как называется этот портрет? («Девочка башкирка в голубом»,
«Башкир охотник на медведя»). -По этим картинам мы можем увидеть, как одевались простые башкирские женщины и мужчины в старину, чем занимались.
- Башкирский художник Касим Давлеткильдеев любил рисовать портреты.
- Вот ещё два портрета которые нарисовал он. Портреты башкирского артиста Гималетдина Мингажева и башкирского народного поэта Мажита Гафури.
- Как можно писать портрет? (с натуры и глядя на фотографии).
- Когда-то, давным-давно фотоаппаратов не было, не было и фотографий. А людям очень хотелось оставить свое изображение. И люди шли к художнику, и просили нарисовать их портрет.
- Рисовать настоящий портрет очень трудно. Надо знать много премудростей: где расположены глаза, нос, рот, брови.
Сейчас мы с вами попробуем нарисовать портрет без карандашей и красок, моделируя портрет из того, что бывает обычно под рукой: сегодня я вам предлагаю нитки и цветные пуговицы.
Вот такая ниточка со связанными кончиками будет у каждого из вас.
На листе бумаги из этой ниточки делаем контур лица узелком вверх.
Люди разные у кого-то узкое лицо с острым подбородком, у кого-то круглое.
- Глаза расположены на середине листа. У кого-то они расположены близко, у кого-то чуть дальше друг от друга. Глаза сделаем из пуговиц.
Найдем место носу, положим туда маленькую пуговицу.
- Какие черты лица помогают нам определить характер, настроение человека? (Брови и рот самые подвижные части лица).
Возьмем красную веревочку, это будет ротик. Загнем кончики вниз,
какой получился человек? (грустный).
- Загну кончики веревочки вверх. Какое настроение стало у человека? (Веселое)
- Брови сделаю черной ниткой. Приподнимем ниточку. Какое выражение лица? Удивленное и т. д.
- Я выбрала короткие волосы. Посмотрите на кого стал похож мой человек (на мальчика).
- Заменю короткие волосы на длинные, а теперь (на девочку).
- А теперь самостоятельно попробуйте изобразить портрет человека. А потом посмотрите, на кого похож ваш портрет может на маму, может на папу, а может на друга.
(Работа детей)
У вас замечательные получились портреты.
Оставим портреты на память и поедем дальше.
-Чух-чух паровозик…
Остановка «Натюрмортино»
- Как вы думаете, как называется такая живопись?
- Почему выдумаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, ягоды, предметы быта).
- Посмотрите ребята натюрморты башкирских художников – Александра Тюлькина и Адии Ситдиковой.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это натюрморт.
- Давайте ближе рассмотрим картину Адии Ситдиковой «Аромат меда». Что здесь изображено
В башкирском узоре цвет меда, пшеницы
Бескрайных лугов и степей красота
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота
- Ребята, а чем можно нарисовать натюрморт? (гуашью, акварелью, карандашами).
- Правильно! Но я предлагаю вам нарисовать натюрморт цветными опилками. Вы не против?
Вазу мы наклеили заранее, нарисовали фрукты простым карандашом. На столах у нас есть окрашенные в разные цвета опилки, есть клей и кисточки. Посмотрите, как мы сегодня будем украшать натюрморт. Берем клей, обильно наносим на нарисованный контур фрукта и сверху посыпаем опилкой нужного цвета (лимон – жёлтым) и немного прижимаем пальцами опилки. Лишние опилки стряхиваем в поднос, затем также украшаем и другой фрукт.
Работа детей.
Походу работы помогаю детям, напоминая об аккуратности.
Любуемся натюрмортами.
- Сели в паровозик поедим обратно в садик.
Понравилась вам в стране башкирской живописи? Что больше понравился? (Ответы детей).