Динара Мардамшина
Конспект ООД по ознакомлению с социальным миром «Моя Родина республика Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о Республике Башкортостан.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать и систематизировать представления детей о Республике Башкортостан : о ее государственных символах.
Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине и ее природе.
Формировать первичное представление о людях, населяющих нашу Республику.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с социальным миром „Моя Родина республика Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие: Развивать интерес к музыкальному народному инструменту курай, к башкирским национальным блюдам.
Развивать и обогащать словарь детей, зрительное и слуховое восприятие, память;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине,
чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный.
Приемы: Беседа, работа с карточками.
Средства реализации: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, аудиозапись курая, гимна РБ,пазлы,флаг Республики Башкортостан,памятник Салавату Юлаеву,национальные блюда (муляжи).
Словарная работа: Башкортостан, символика, курай, блюдо,реброплодник.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня у нас гости. Давайте дружно поздороваемся
(Здравствуйте)
Собирайтесь вместе в круг.
Я твой друг - ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (дети садятся)
(слайд1).
Дети, посмотрите- это девочка Айсылу,она поздравляет нас со 100-летием Республики Башкортостан. Айсылу очень любит учавствовать в разных конкурсах. Она поет,танцует, ведет детскую передачу:”Сэнгелдэк”,и очень много знает о своей Республики Башкортостан. Предлагает нам поделиться своими знаниями. Она прислала письмо (показываю,хотите узнать какие задания в нем?
(слайд2)
Воспитатель: Первое задание (КАРТА, которое нам предлагает Айсылу на экране.
Посмотрите,что здесь изображено?
Дети: Карта.
Воспитатель: А как вы думаете, что это за карта?
Дети: Это карта Республики Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, на что она похожа?
Дети: На ладонь.
Воспитатель: Башкирский поэт (слайд3) Мустай Карим сравнил его с ладонью. А Равиль знает стихотворение,давайте послушаем Равиля.
Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее, крепкую ладонь,
Искренне протянутую другу,
За друзей готовую в огонь.
Воспитатель: Спасибо, Равиль.
-Действительно,дети посмотрите,карта похожа на ладонь.
Открываем следующее задание (ФЛАГ,какое же задание отправила нам Айсылу!
?Дети посмотрите,что у меня в руках (показ флага Республики Башкортостан)
Дети:Флаг
Воспитатель:Что это за флаг?
Дети:Это флаг Республики Башкортостан
Воспитатель: Флаг – один из символов Республики. А из каких цветов состоит флаг?
Дети: Синий,белый,зеленый.
Воспитатель: Что означают цвета?
Дети: синий цвет – это безоблачное небо, белый – миролюбие, зеленый – вера в жизнь.
Воспитатель: Флаг состоит из трё х цветов: синий, белый, зелёный. В центре флага изображен символ курая. (показываю). Цветок курая - символ дружбы
Сколько же лепестков у этого цветка,посчитаем все вместе
(Считаем вместе с детьми один,два,три. семь)
Воспитатель:Сколько лепестков у цветка курая?
Дети:Семь
Воспитатель: Да, семь его лепестков, символизируют семь национальностей, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Воспитатель: Дети, назовите эти семь национальностей
Дети: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, марийцы, удмурты.
Воспитатель: Правильно (слайд6).Люди разных национальностей (показываю)башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, марийцы, удмурты дружно живут в нашей республике.
Воспитатель: Открываю следующее задание (КУРАЙ).
Айсылу предлагает нам посмотреть на экран (слайд8,и сказать,что это?
Дети: Цветок, растение.
Воспитатель: Правильно, этот цветок называется- Реброплодник. Давайте все вместе скажем реброплодник. (закрепить новое слово)Из него делают музыкальный инструмент Курай.
Как называется этот музыкальный инструмент? (слайд 9) (Закрепить новое слово курай)
Дети:Курай
Воспитатель: Я предлагаю послушать душевную мелодию курая. (слайд8)
Я хочу вам рассказать легенду о том,как он появился. «Сухие стебли цветка качались на ветру и издавали приятный звук. Молодой джигит срезал стебель, приподнес к губам и снова услышал те же приятные звуки. Звучание курая очень красивое, протяжное, душевное.
Воспитатель: Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки. Природа Башкортостана удивительно красива,богата. Наша Республика богата полезными ископаемыми, здесь добывают нефть, газ. Много здесь лесов,гор.
Воспитатель:Какие горы вы знаете?
Дети:Иремель,Янгантау.
Воспитатель :Да,в нашей Республике имеются всем известные горы такие как (слайд11)Иремель,Шиханы,Янгантау,Ямантау.
Воспитатель: А какие реки вы знаете?
Дети:Агидель,Усень
Воспитатель:Правильно,у нас в Республике Башкортостан есть реки (слайд14показываю)Агидель, Юрюзань, Дема,Уфа.
Воспитатель:А какое озеро есть недалеко от нас?
Дети:Кандры-куль.
Воспитатель:Правильно (слайд13,а самое глубокое озеро- Аслыкуль (слайд14). Это озеро называют башкирским морем. Озеро Аслыкуль похоже на море, вода в нем удивительно голубая.
Воспитатель: Что же за следующее задание приготовила нам Айсылу (БЛЮДА, прежде чем узнать я предлагаю всем собраться на ковре и сделать физминутку.
Физминутка «Юрта».
Юрта, юрта, круглый дом, (Поднять руки наверх имитируя крышу юрты)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо)
В печку прыгают дрова (Прыжки на месте)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши)
Угостить торопится. (Присели)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши)
Круглые оладушки. (имитируем лепку оладушек).
Воспитатель:Ой посмотрите дети,какое задание приготовила нам Айсылу,что за угощения на столе?
Дети:Башкирские национальные блюда
Вопитатель:Какие башкирские блюда вы знаете?
Дети: Балиш, баурсак,учпочмак,вак балиш,кыстыбый….
Воспитатель: Да, правильно -это национальные блюда. Очень популярны такие блюда как зур бэлеш, учпочмак,кыстыбый,баурсак. А еще наш край славится целебным напитком кумыс. Его делают из кобыльего молока. (Все вместе скажем кумыс).
-Дети,скажите,когда готовят такие блюда балиш,баурсак?
Дети: на праздники.
Воспитатель: А сейчас предлагаю всем занять свои места за столом. (присаживаемся)
( Воспитатель:Открываем следующее задание (ПРАЗДНИКИ (слайд15) Воспитатель:Правильно, какие национальные праздники вы знаете?
Дети:Сабантуй
Воспитатель: Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник», Сабантуй или праздник плуга (слайд16, отмечают все мусульманские праздники «Ураза-байрам», «Курбан-байрам»(слайд17).
Все они очень любят свой родной край и хотят, чтобы он стал еще красивее и богаче.
Молодцы! И с этим заданием все справились.
Воспитатель: Открываю следующее задание (ГЕРБ) ,посмотрите на экран (слайд12) ,кто может сказать, что изображено на экране?
Дети: Герб.
Воспитатель: Герб – тоже один из символов Республики. Что изображено на гербе?
Дети: Солнце, Салават Юлаев на коне, флаг республики.
Воспитатель: (Показываю)Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан».
Воспитатель: А кто такой Салават Юлаев?
Дети: Национальный герой башкирского народа.
Воспитатель: Да дети, (показываю памятник у себя на руках) Салават Юлаев наш национальный герой, батыр, джигит – воин, поэт.
Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат карточки, я предлагаю вам собрать герб Республики Башкортостан (дети из пазлов собирают герб). Молодцы, у вас замечательно получилось!
Воспитатель:Ой посмотрите последнее задание осталось,какое же задание (ГИМН)приготовила нам Айсылу?В этом задании она предлагает нам ответить на вопрос «Как называется торжественная музыка Республики Башкортостан?»
Дети:Гимн
Воспитатель:Правильно. В каких случаях звучит гимн?
Дети:Во время соревнований
Воспитатель: Гимн – это торжественная музыка. А как нужно слушать гимн?
Дети: Стоя, не разговаривая.
Воспитатель: Дети послушайте, как звучит гимн (Слайд 19)
(предлагаю послушать гимн стоя).
Воспитатель: Молодцы, вот мы и справились со всеми заданиями.
А давайте вспомним- какие задания нам отправила Айсылу?
Дети: Рассматривали герб,флаг,слушали гимн,песню курая.
Воспитатель:(Слайд 20)Айсылу очень рада вашим знаниям, и благодарит вас за ваши ответы.
Воспитатель: Хочется пожелать, чтобы в нашей Республике Башкортостан царили мир и взаимопонимание, чтобы все люди были здоровы, счастливы и жили дружно. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.