анастасия иванова
Конспект ООД «Волшебное электричество» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебное электричество» в подготовительной к школе группе.
Подготовила : воспитатель Иванова Анастасия Васильевна
Возраст детей: 6 лет.
Длительность: 30 минут.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект ООД „Волшебное электричество“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Цель: продолжать формировать у детей познавательный интерес, давать возможность разрешать проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- познакомить с формой энергии – электричеством;
- расширять представления о том,где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
- познакомить с причиной появления статического электричества;
- закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
предметные: представления о свойствах и качествах предметов неживой природы- камнях, умение провести опыт.
регулятивные УУД: умение определять цель, ставить задачу, планировать свои действия в соответствии с замыслом, определять их последовательность с учетом конечного результата; умение контролировать действия и результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение корректировать (в случае необходимости) план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; умение оценивать качество и уровень творческой работы, умение преодолевать препятствия в случае затруднения, обращаться за помощью к товарищам или взрослому.
познавательные УУД: умения искать, отбирать и воспринимать информацию, умение находить способы решения задач, проблемных ситуаций, делать вывод.
коммуникативные УУД: умение делать выводы, обобщать, логично выражая мнение, принимать точку зрения других; умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
личностные результаты: формирование стремления и желания изучать окружающий мир, любознательность, уверенности в своих способностях достигать цели в проблемной ситуации.
Оборудование: посылка, письмо в конверте, провод и кабель-канал, карточки для игры «Собери картинку», карточки с правилами пользования электроприборами, воздушные шарики по количеству детей, палочки, салфетки, игрушка на батарейках, батарейки (3 вида, подносы, смайлики, овсяные хлопья.
Предварительная работа:
Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»
Этапы НОД:
№ п/п Этапы занятия Задача педагога Технологии, методы, приёмы деятельности Содержание этапа занятия
1. Мотивационно-проблемный Адаптировать воспитанников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач воспитанниками самостоятельно или под руководством педагога. Создание мотивации через вызов интереса к посылке, использование художественного слова, создание проблемной ситуации. Дети приходят в группу, и видят посылку, находят в ней письмо, читают его и решают помочь бедной Золушке.
2. Деятельностный Организовать деятельность воспитанников, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности. Содействие в решении проблемных ситуаций, вопросы, указание, создание проблемных ситуаций, активизация имеющихся знаний и умений, организация исполнительской деятельности, создание условий для двигательной активности, рассказ о электричестве, дидактическая игра «Собери картинку», игра «Что было, что есть». Дети играют в игры «Собери картинку» и «Что есть, что было» и решают отправить Золушке картинки с современными электроприборами, которые помогут ей в ее работе.
3. Контрольный Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т. е. реально последовательным выполненным операциям.
Возможен рефлексивный контроль. Контроль выполнения самостоятельной работы, напоминание, указания, оказание индивидуальной помощи. Самоконтроль исполнения замысла, последовательности работы с учетом выбранных материалов.
4. Рефлексивный Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов. Анализ работы детей, вопросы, уточнение, наводящие вопросы, сравнение, содействие в формулировке критериев для оценки и выводов. Самооценка качества выполненной самостоятельной работы и работ товарищей по критериям, определенным самостоятельно, сравнение, выводы.
5. Коррекционый Организовать деятельность воспитанников (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения
нового планируемого результата. Оказание ндив. помощи в исправлении ошибок, допущенных в деятельности, на основе сделанных выводов и определенных критериев. Исправление ошибок, допущенных в деятельности, на основе сделанных выводов и определенных критериев.
Ребята посмотрите, нам пришла посылка! Давайте ее откроем и узнаем от кого она.
Ребята, это письмо, но я пока незнаю от кого оно.
Сейчас я вам прочитаю что написано в письме и мы узнаем кто же его нам прислал.
(воспитатель читает стихотворение по книге «Золушка»).
Про бедную девушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной
Приходиться девушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду,
Помыть без машины, что моет посуду
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
Вы догадались про кого написано в письме? А мы с вами можем помочь Золушке?
Ребята, какие электроприборы смогли бы помочь ей в работе?
Дети: стиральная машина, утюг, микроволновая печь, пылесос и др.
Все электроприборы мы включаем в розетку. Что же такое невидимое живет в розетке и заставляет электроприборы трудиться?
Дети: электрический ток.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое электрический ток и как он действует на разные предметы, закрепим правила пользования электроприборами.
Обратите внимание на мольберт. (картинка с изображением электростанции)
Электрический ток рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, заводы и помогает человеку, ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы электроны (показываю провод).
В домах для безопасности провод помещают в специальные коробочки, которые крепятся на стене и называются они кабель-канал.
Сверху провод одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких мелких проволочек. Вот по этим проволочкам ток попадает в розетки, а затем и электроприборы.
(воспитатель показывает, провод и кабель канал, закрепленный на доске).
Сейчас я предлагаю подойти к столу и собрать картинку с изображением электроприборов, а какую вы узнаете после того как соберете. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Д/И «Собери картинку».
(дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок).
- Для чего нужен этот электроприбор?
- Что мама хранит в холодильнике?
- Какая передача у тебя самая любимая?
Игра «Что есть, что было».
– Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.
Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо эл. приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Снова разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, составляющие пару.) А потом мы отправим эти картинки Золушке, чтобы она знала, какие современные электроприборы могут облегчить ее труд.
• Пылесос – веник;
• Холодильник – погреб
• Электроплита – печка
• Лампочка – свечка
• Стиральная машина – стиральная доска
• Электрический утюг –угольный утюг;
• Телевизор – книга с картинками
• Компьютер – пишущая машинка
• Электродрель – молоток
• Фен - солнце
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.
Сейчас ребята давайте с вами вспомним и расскажем, что нужно знать, чтобы правильно пользоваться электроприборами, ведь электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.
(дети рассказывают по карточкам).
- Что означает эта карточка?
- О чем предупреждает эта карточка?
- О чем рассказывает эта карточка?
Вот теперь мы знаем эти правила и будем их соблюдать.
Физминутка «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру к нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
Ребята есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе и если его поймать, то с ним можно весело играть.
Я приглашаю вас в лабораторию, где мы научимся ловить электричество.
Опыт 1.
(На стене висит шарик, на полу разноцветные шарики, воспитатель предлагает повесить их на стену).
Ребята давайте мы эти разноцветные шарики повесим на стену.
(дети пытаются, но у них ничего не получается).
Почему мой шарик висит, а ваши падают?
Дети: (предположения детей).
Я знаю секрет и могу вас научить. Надо шарики потереть о волосы и приложить их к стене, той стороной, которую натирали.
(дети выполняют задание).
Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в волосах тоже живет электричество, и мы его поймали, наэлектролизовали он притянулся к стене. Такое электричество называется статическим.
Правильно, а сейчас проведем следующий опыт.
Опыт 2.
Возьмите вохдушные шарики и поднесите их к тарелках с хлопьями.
Что произошло?
А теперь потрите шарики о свои волосы.
Что произошло?
Вывод: электричество живет в наших волосах.
Опыт 3.
-Нужно собрать мусор, разбросанный на этом столе. (Дети подходят к столу)
-Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к бумажкам. Что вы видите?
-А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Натрите палочку о свою одежду. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось?
- Почему?
-Когда мы потерли палочку об одежду, она приобрела отрицательный заряд. Потом мы поднесли палочку к кусочкам бумаги, бумага начала притягиваться к ней. Это произошло потому, что электроны в кусочках бумаги стремились переместиться и прилепились к палочке.
Вывод: Электричество живет, в одежде.
Опыт 4.
У меня в руках игрушка. Я нажимаю кнопку, она молчит, что же случилось?
Дети: там нет батарейки.
Действительно в игрушке нет батарейки. Как вы думаете, какая из этих батареек подойдет для нашей игрушки?
(дети выбирают).
Сейчас я поставлю батарейку плюс к плюсу, минус к минусу. Посмотрите, игрушка заработала, почему?
Дети: (высказывают предположения).
Когда мы поставили батарейку через игрушку пошел электрический ток и игрушка заработала.
В батарейке также живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень интересно и весело играть.
Какие у вас дома есть игрушки на батарейках?
Дети: машинки, роботы и т. д.
Ребята, вы молодцы! Сегодня вы узнали много об электрическом токе, научились ловить электричество и делать предметы волшебными.
- Что больше всего запомнилось?
- Вам понравилось в нашей лаборатории?
- Какой опыт вам бы хотелось повторить?
Ребята посмотрите на мой поднос, на нем лежат изображения веселого и грустного человека, возьмите то настроение, какое у вас создалось после нашей встречи?
Покажите своих веселых человечков друг другу.
Сегодня я схожу на почту и отправлю эти картинки Золушке, чтобы она знала, какие современные электроприборы могут облегчить ее труд.