Зоя Грунова
Формирование у дошкольников представлений о насекомых. Конспект занятия в средней группе «Путешествие на лесную полянку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи:
Образовательные: обобщать и расширять знания детей о насекомых; учить рассказывать и сравнивать их, называть слова-действия, существительные во множественном числе; закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить умение сравнивать предметы по размеру и количеству, в порядковом счете; учить соотносить цифру с количеством предметов; Углублять интерес к художественной литературе.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений о насекомых, Конспект занятия в средней группе „Путешествие на лесную полянку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.
Предварительная работа : разучивание стихотворений: «Пчелка» (Н. Мигунова, «Шмель» (Е. Фейерабенд, «Стрекоза» (И. Гурина, разучивание физкультминутки «Стрекоза».
Материалы и оборудование: цифры от 1 до 5; модели насекомых – улитка (3 шт, божья коровка (5 шт, кузнечик, бабочка (2 шт, гусеница (4 шт, муравей, майский жук, стрекоза, пчела, шмель, паук, муха; дидактическая игра «На лесной полянке»
Активизация словаря: насекомые, летающие, прыгающие, ползающие, гусеница, бабочка, улитка, кузнечик, муравей, муравейник, майский жук, паук, шмель, стрекоза, пчела, божья коровка,
Планируемые результаты развития интегрированных качеств: проявляет высокую активность и любознательность; проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни; с удовольствием включается в поисково-исследовательскую деятельность познания природы вместе со взрослым; с удовольствием разгадывает загадки и рассказывает стихотворения; умеет слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают; называет размеры предметов, считает предметы; может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач поставленных взрослым; доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах
Ход:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня представим себя не в группе, а на лесной полянке. Я вас приглашаю на лесную полянку. Давайте, скорее, отправимся в путешествие.
Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом
Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем. (шагают)
Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку)
Корявые пенечки, (идут высоко поднимая колени)
Все преграды мы прошли и на поляну пришли.
2. Основная часть
А посмотрите, сколько на нашей полянке насекомых. Давайте с ними познакомимся.
1. Отгадывание загадок
Две антенки на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе ее везет,
По соломинке ползет. (Улитка)
Всех жучков она милей
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион.
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
Артикуляционная гимнастика «Жук»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я—жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)
2. Упражнение «Закончи предложение»
Гусеница ползает, а кузнечик - … (прыгает).
Муравей бегает, а бабочка … (летает)
Божья коровка маленькая, а улитка - (большая).
3. Упражнение «Один – много».
Называет существительное в единственном числе и просит детей повторить его во множественном числе: жук – жуки, гусеница – гусеницы, улитка – улитки, муравей – муравьи, божья коровка – божьи коровки.
4. Упражнение «Назови ласково»
Называет насекомое и просит назвать его ласково.
Улитка - … (улиточка)
Жук - … (жучок)
Пчела - … (пчелочка)
Паук. (паучок)
Червяк -… (червячок)
5. Двигательная разминка «Стрекоза».
Читает текст и демонстрирует движения.
Утром стрекоза проснулась, (протирают кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, тянутся)
Раз – росой она умылась, (протирают ладонями щеки)
Два – изящно покружилась. (кружатся на месте)
Три- нагнулась и присела (приседают)
На четыре – полетела. (машут руками вверх, вниз)
У реки остановилась, (легкий бег на месте)
Над водою закружилась. (приседают)
6. Упражнение «Найди и назови»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ведь на нашей полянке еще есть насекомые, которых мы не назвали. Давайте их найдем и назовем.
А про некоторых из них послушаем стихотворения.
Работать малой пчелке
Нисколечко не лень,
С цветочка на цветочек
Летает целый день.
На много километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
Шмель тяжелый, полосатый
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал: «Трудна работа!
Ведь цветам в саду нет счета!»
Рядом с речкой – стрекоза:
Непоседа, егоза.
Как веселый вертолет,
Отправляется в полет.
Крылья длинные – трещетки.
На кувшинке, как на лодке,
Посидела, помечтала –
И опять застрекотала.
7. Упражнение «Ползает, летает»
Воспитатель: Ребята, есть насекомые, которые летают – помогите мне их вспомнить - это бабочка, стрекоза, майский жук, шмель, муха, пчела, комар, оса.
А еще есть насекомые, которые прыгают и ползают. Назовите их – гусеница, улитка, червяк, муравей, кузнечик, таракан…
8. Игра с «живым песком» (мокрый песок, который продается в магазинах)
Воспитатель: ребята, летающей стрекозой мы сегодня уже были, а теперь давайте с вами на миг превратимся в маленьких червячков.
Пальчиковая гимнастика
ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет!
Ладони лежат на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Пальцы прямые, прячем их в песке.
9. Упражнение «Сравни по величине».
Показывает насекомых и просит сравнить между собой по величине.
(майский жук и муха, паук и пчела, кузнечик и муравей)
10.
Упражнение «Посчитай и сравни»
Воспитатель просит посчитать на полянке гусениц и божьих коровок, и сказать кого из них больше, и насколько больше (насекомые сделаны детьми на кружке).
11. Упражнение «Определите правильную цифру».
На столе лежат цифры от 1 до 5, насекомые с разным количеством (1 кузнечик, 2 бабочки, 3 улитки, 4 гусеницы и 5 божьих коровок). Расположите каждую цифру около насекомых с соответствующим количеством.
3. Рефлексия
Обобщающая беседа по вопросам:
- Какие насекомые умеют летать?
- Какие насекомые ползают, прыгают, бегают?
Предлагает игру «На лесной полянке»
На стене весит «не законченная картина» (природа нарисована, а для насекомых оставлены пустые места с липучкой). Раздает каждому ребенку насекомое (с липучкой) и предлагает правильно разместить его на картине (ползающих и прыгающих на земле, а летающих в небе).
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки –
В природе все они важны.
Природе нашей насекомые нужны!
Ребята, спасибо, вам, что вы сегодня были активными, внимательными и всезнающими.
Используемая литература:
1. Воронкович О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2. Ефанова З. А. Комплексные занятия по программе «Детство», средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Калинина Т. В. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/сост Т. В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.
4. Кобзева Т. Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
5.