Марина Дарченко
Конспект ОД «Кто такие птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности (далее – образовательное событие)
в старшей группе общеразвивающей направленности
Тема: «Кто такие птицы?»
Дарченко Марина Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад № 201 «Планета детства»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи:
Воспитательные:
– формировать эмоционально-позитивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками в процессе решения поставленной задачи;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
– продолжать учить договариваться, учитывать интересы и чувства других, задавать вопросы взрослым.
Образовательные:
-создать мотивационную ситуацию для изучения мира птиц, его многообразия;
- сформировать опыт самостоятельного открытия новых знаний о птицах и эмоционального переживания радости открытия;
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать об отличительных признаках птиц и влиянии среды обитания на внешность и образ жизни.
Развивающие:
-тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;
- развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление.
№ Этапы работы Содержание этапа
1
Введение в игровую ситуацию.
- Мои юные друзья, посмотрите – у нас сегодня гость.
- Интересно, кто это? (Цыпленок).
- Посмотрите он принес видеописьмо. Хотите посмотреть?
Фрагмент мультфильма «Кто ж такие птички?»
- Что случилось с Цыпленком?
- Барашек, сказал Цыпленку, что он птица, но Цыпленок не знает, кто такие птицы?
- Хотите помочь Цыпленку найти «своих», то есть познакомить с миром птиц?
2.
Актуализация.
Модель трех вопросов (Л. Свирской) - первая часть:
- Что вы знаете о птицах? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Что за птица?» (I часть).
(Дети узнают знакомых им птиц).
3.
Затруднение в ситуации.
Мультимедийная дидактическая игра «Что за птица?».
(II часть).
- А это, что за птица? (не знаем) (клёст)
- Получается, что мы еще не все знаем о птицах.
- Сможем помочь Цыпленку узнать, кто такие птицы? (Нет)
- Почему не сможем? Что для этого надо сделать? (Сначала надо изучить мир птиц, а потом рассказать Цыпленку кто ж такие птицы).
Модель трех вопросов (Л. Свирской) - первая часть:
-Что хотите узнать? (а я хочу узнать….)
- Как узнать? (подумать, спросить, посмотреть….
4
Открытие нового знания.
- А как называются ученые, изучающие птиц? (Орнитологи).
- Мои юные помощники, вы хотите стать орнитологами, изучить мир птиц и помочь Цыпленку? (Да).
Игровая исследовательская деятельность «Мы орнитологи».
- Я знаю волшебные слова, сейчас мы произнесем их, и станем орнитологами:
Раз, два, три, четыре, пять,
хотим орнитологами стать!
(После этих слов появляется коробка для лабораторных исследований в которой помещены бейджики с именами «ученых-орнитологов», три конверта с заданиями, лупа, застежка-молния. Дети перевоплощаются в ученых-орнитологов)
- Итак, ученые-орнитологи, мы с вами приступаем к изучению мира птиц.
- Все ученые, когда что-то изучают, ведут журналы, дневники, в которых фиксируют свои открытия. А где мы оформим открытия? (в «Книге открытий»)
- Дорогие ученые, для изучения мира птиц, в коробке для лабораторных исследований лежит три конверта, их положили настоящие ученые-орнитологи, если мы выполним все задания, то сможем рассказать Цыпленку о птицах.
Первый конверт: картинки с изображением птиц и других животных.
- Нам надо ответить на вопрос: кто такие птицы? Найти их основные отличительные признаки.
- Посмотрите, кто изображен на картинках? (Птицы, звери….)
- Разместите на мольберте только птиц.
- Что общего у всех птиц?
(Если дети сразу назвали все основные отличительные признаки птиц, то переходим к моделированию, если назвали другие, несущественные признаки, то подводим их к этому, что летать умеют насекомые и некоторых млекопитающие, гнезда строят и мыши и рыбы).
Моделирование.
- У нас есть модели, выберете те, на которых изображены основные отличительные признаки птиц: (клюв, две лапы и два крыла, птенцы выводятся из яиц, тело покрыто перьями, оказывается есть только одна модель, а остальные надо изобразить)
- Как показать с помощью модели, что тело птиц покрыто перьями? – Какие еще отличительные признаки есть у птиц?
(Дети с помощью моделей обозначают отличительные признаки птиц и изображают их в «Книге открытий»)
- Уважаемые орнитологи, мы узнали, кто такие птицы и их основные признаки.
- А наш цыплёнок – птица? Докажите, есть ли у него признаки, которые мы изобразили на моделях?
- Да, Барашек был прав Цыпленок – это птица.
- Друзья мои, помогли мы Цыпленку найти своих, то есть птиц?
Опытно-экспериментальная деятельность.
Второй конверт: перья (маховое и пуховое).
- Как вы думаете, что находится во втором конверте?
Загадываю загадку
«По лесу летало,
В воду упало и сухим стало» (Перо)
- В конверте два пера, как устроено каждое перо и для чего они нужны птицам?
- Интересно, легкие или тяжелые перья?
Опыт «Легкое - тяжелое»
Дети кладут на одну руку перо, а на другую – камень.
Делают вывод – перо легкое.
- Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно кружась).
- А за счет чего оно легкое?
- Отрежьте край у пера, что видим? (Оно легкое, так как стержень пустой).
Опыт «Маховое перо».
- Какое из двух перьев нужно для полета? (Первое плотное, жесткое).
- Помашите первым пером (маховым, а теперь вторым (пуховым).
- Что вы ощущаете? (Воздух).
- Какое перо больше захватывает воздух? (Первое).
- Первое перо называется «маховое», когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски, юные исследователи, как вы думаете, почему?
- Давайте посмотрим перо через лупу. (Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их)
- Птичье перо имеет соединения, очень похожие на соединения застежки-молнии. Отдельные бородки прочно сцепляются друг с другом, образуя густую и прочную пластинку-сетку. Получается, что отдельные элементы птичьего пера прочно соединяются друг с другом, практически также как и части застежки-молнии.
Опыт «Пуховое перо».
- А как называется второе перо? (Пуховое).
- Какие свойства у пухового пера? (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
- Попробуйте спрятать пуховое перо в ладошках, что ощущаете?
(А «маховое?»)
- Зачем пуховое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях)
- Какие перья у нашего Цыпленка?
- Мои юные ученые-орнитологи, какие открытия о перьях птиц вы сделали? Как зафиксировать это в «Книге открытий»?
(Дети моделями изображают, открытия, сделанные в ходе опытно-экспериментальной деятельности).
5.
Включение нового знания в систему знаний.
Третий конверт: дидактическая игра «Распредели на группы».
- Детям предлагается распределиться на пары и сгруппировать птиц (картинки с изображение птиц) по тем или иным признакам, объяснить свое решение.
(В «Книге открытий» дети приклеивают картинки, сгруппировав их по тем или иным признакам)
- А нашего Цыпленка, к какой группе мы отнесем? (Домашние птицы).
6.
Осмысление (итог).
- Мои юные друзья, мы смогли помочь Цыпленку найти «своих»
- Какие знания помогли нам?
- Что еще хотим узнать о птицах?
- Что надо сделать, чтобы узнать?
(Дети с родителями готовят страничку для общей книги «Самые удивительные птицы»).