юлия тофт
Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
«Тайна Матрешки»
1. Возрастная группа дошкольников : подготовительная группа.
2. Тема: «Тайна Матрешки».
3. Форма проведения: квест-игра с использованием ТРИЗ-технологий.
4. Тип ООД: интегрированное занятие.
Интеграция областей:
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
Публикация «Конспект ООД „Тайна Матрешки“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие».
5. Цель: обобщение знаний дошкольников о народном промысле «Семеновская Матрешка».
6. Задачи:
Способствовать обобщению знаний детей об истории семеновской матрешки и закреплению у дошкольников представлений о цветах и основных элементах семеновской росписи.
Способствовать развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности и познавательной активности в игровой деятельности.
Воспитывать любовь к русской культуре и уважение к труду мастеров народного творчества.
7. Оборудование: ноутбук, видеопрезентация «Русская матрешка», деревянные заготовки матрешек, кисточки, гуашь, салфетки для работы, стаканчики для воды, фартуки, влажные салфетки, куклы-матрешки, интерактивная доска, интерактивная игра «Посмотри и расскажи».
8. Предварительная работа: виртуальная экскурсия в «Музей русской матрешки», разучивание стихов про матрешку, беседы об особенностях семеновской матрешки, рассматривание альбомов с семеновской росписью, игры с матрешками.
Ход занятия.
I. Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.
Воспитатель входит в группу. В руках у него – сундучок.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам с волшебным сундучком, в котором спряталась игрушка.
Но вы узнаете секрет,
В игре простой «да или нет».
Вопрос скорее задавайте,
Что в сундучке лежит узнайте!
Словесная игра «да» или «нет». ТРИЗ-метод.
(дети задают воспитателю вопросы)
Если дети затрудняются отгадать игрушку, воспитатель загадывает загадку:
Есть для вас одна игрушка.
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
О ком эта загадка, ребята?
Дети: О матрешке.
Воспитатель: Верно, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Матрешке, которая хранит тайну. Вы никогда не задумывались, почему наша любимая деревянная кукла состоит из нескольких частей? Почему в одной матрешке прячется другая, в другой – третья, и так далее?
- Ребята, сегодня наша семеновская матрешка раскроет нам эту тайну. Но мы должны выполнить задания, которые она приготовила. За каждое выполненное задание вы будете получать ключик от сундука с секретом. Ну, что? Согласны?
Дети. Согласны!
II. Основной этап.
Воспитатель открывает первую матрешку, внутри – записка с заданием.
Воспитатель читает задание: «Ребята, как Вы думаете, почему меня назвали Матрешкой?»
- Давайте подумаем, почему у матрешки такое имя.
Дети: Матрешка – это Матрена.
Воспитатель: Правильно, ребята! В старину это было самое популярное женское имя. Потому и назвали куклу Матрена, а ласково – Матрешка.
Воспитатель: А как бы назвали матрешку, если бы ее изобрели в наше время?
Дети: Катюша, Настюша, Машутка.
Воспитатель: Верно. Мы даем куклам ласковые имена, которыми сегодня мамы называют девочек.
Вы выполнили задание и получаете первый ключ от сундука с тайной Матрешки.
Воспитатель открывает вторую матрешку, внутри – записка с заданием: Ребята, перед вами на столе стоят куклы-матрешки. Они в разобранном виде. Вы знаете, что в России несколько видов матрешек. У каждой куклы – свои особенности. Ваша задача собрать четыре матрешки и не ошибиться. В каждой матрешке должны собраться ее маленькие подружки в таких же нарядах.
Игра «Собери семью матрешек».
У детей должно получиться 4 матрешки : семёновская, полхов-майдановская, вятская, загорская.
Воспитатель: Что ж, ребята! Посмотрите, какие разные матрешки. Какая из них вам знакома?
Дети: Семеновская.
Воспитатель: Какие у нее особенности?
Дети: Наша матрешка очень яркая, у нее жёлтый сарафан, белый фартук. На фартуке – яркие красные цветы с зелеными листочками. На голове у матрешки красный (жёлтый) платочек. Глазки черные, круглые, как бусинки. На щечках – яркие румяна.
Воспитатель: Итак, вы выполнили второе задание и получаете еще один ключ от сундука с секретом матрешки.
Звучит звонок телефона.
Воспитатель: Ребята, нам кто-то звонит, слышите? Давайте откроем наш волшебный экран.
На интерактивной доске появляется Мастер из Города мастеров.
Мастер: Здравствуйте, ребята! Помогите нам, пожалуйста. Злая Баба Яга позавидовала красоте наших матрешек, украла все наши краски и заколдовала нас, мастеров. Теперь мы не можем вспомнить, как наряжать наших матрешек. Помогите нам, ребята, подскажите, как расписывать наших семеновских матрешек. А за это мы вас отблагодарим, дадим ключ от сундука с тайной матрешки.
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем мастерам?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Перед началом работы проведем разминку.
Пальчиковая гимнастика.
Пришла русская матрешка,
Танцевала, танцевала,
В ладошки хлоп-хлоп
И сестричек созывала,
Никого не забывала.
Пальчики сгибала-разгибала,
Во двор играть зазывала.
Старше всех была сестра Оксана,
Она спереди и встала.
Вверх рукой повела, на минуту замерла.
А теперь сюда пришла
Катюша – средняя сестра,
Ручку к уху поднесла и в сторонку отошла.
И бежит меньшая дочка,
Показала кулачок и присела на пенек.
Все матрешки хороши, не устали, малыши?
Дети отвечают: «Нет!»
Локти приподняли, дружно помахали!
Изобразительная деятельность.
Воспитатель раскрашивает большую куклу-заготовку, дети раскрашивают маленькие матрешки. Используются приемы показа образца и наглядной совместно-разделенной деятельности.
Алгоритм раскрашивания:
1) Красный сарафан.
2) Желтый платочек.
3) Синие (черные) завитки на платочке.
4) Белый фартук.
5) Красные цветы на фартуке.
6) Зеленые листочки на фартуке.
Воспитатель: Ребята, мы выполнили задание. Отправляем наших матрешек в Город мастеров. За это получаем ключ от сундука с секретом. Посмотрите, ребята. В нашем сундуке 4 замочные скважины. Значит, нам осталось выполнить еще одно задание, и мы узнаем тайну матрешки!
Воспитатель открывает матрешку, достает записку с заданием: Ребята, вы почти добрались до сундука с моей тайной. Вам осталось ответить на мои сложные вопросы-загадки. Если вы справитесь с ними, то получите последний ключ.
Словесно-логическая игра с элементами ТРИЗ-технологии
«Посмотри и расскажи».
Вопрос 1. Для чего нужна матрешка? Картинки: кукла, подарочная коробка, музей.
Ответы: Матрешка нужна для того, чтобы играть. Матрешка – это сувенир. Матрешка – это экспонат музея народного творчества.
Вопрос 2. Посмотрите на картинки и по ним придумайте отличительные особенности Матрешки. Картинки: дерево, мяч, пирамидка, радуга.
Ответы: Матрешка – деревянная игрушка, она круглая, как мяч, она состоит из нескольких частей, как пирамидка, Матрешка яркая, как радуга.
Звучат фанфары.
Воспитатель: Ребята! Эти звуки означают, что мы выполнили все задания и сейчас получим ключ от тайны Матрешки.
Воспитатель открывает матрешку. В ней – последний ключ. Воспитатель открывает сундучок с тайной, достает письмо.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какую тайну мы должны были разгадать?
Дети: Да! Мы должны узнать, почему матрешка состоит из нескольких частей.
Воспитатель: Ответ – в этой записке:
Воспитатель читает: «Матрешка - символ жизни. У мамы рождаются дети, у них – свои дети. И так далее. Матрешка символизирует жизнь и материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Именно поэтому Матрёшка - символ России».
III. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили все задания. Какую тайну мы с вами узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами так много играли, работали. Я прошу вас самим оценить сегодняшнее занятие. Посмотрите – перед вами два листа. На одном нарисована грустная Матрешка, а на другом – веселая. Каждый из вас получает цветок. Если занятие понравилось, то дарите (приклеивайте) цветок веселой Матрешке, если нет – грустной.
После занятия воспитатель проводит самоанализ своей деятельности.
Литература и источники:
1. Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России [Текст] / Н. Н. Алексахин. – М. : Народное образование, 2005. – 176 с.
2. Балтивец, Н. Б. Русская матрешка для детского сада. История, стихи, загадки [Электронный ресурс] / Н. Б. Балтивец. – Адрес доступа: https://kladraz.ru/blogs/natalija-bogdanovna-baltivec/ruskaja-matryoshka.html (дата обращения - 30.09.2020).
3. Воробьева, Т. П., Воробьева, В. А. Русская матрешка [Текст] / Т. П. Воробьева, В. А. Воробьева. – М. : Мозаика, 2008. – 56 с.
4. Квач, Н., Квач, С. Нижегородская игрушка [Текст] / Н. Квач, С. Квач. - Нижний Новгород, 2010. – 156 с.
5. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – М. : Детствво-Пресс, 2009. – 40 с.
6. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. – М., 2005. – 145 с.
7. Русская матрешка [Текст]. – М. : Мозаика, 2010. – 16 с.
8. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О. А. Соломенникова. - М., 2005. – 154 с.