Получи документы

Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы

юлия тофт
Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД

«Тайна Матрешки»

1. Возрастная группа дошкольников : подготовительная группа.

2. Тема: «Тайна Матрешки».

3. Форма проведения: квест-игра с использованием ТРИЗ-технологий.

4. Тип ООД: интегрированное занятие.

Интеграция областей:

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

Публикация «Конспект ООД „Тайна Матрешки“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

- «Социально-коммуникативное развитие»

- «Физическое развитие».

5. Цель: обобщение знаний дошкольников о народном промысле «Семеновская Матрешка».

6. Задачи:

Способствовать обобщению знаний детей об истории семеновской матрешки и закреплению у дошкольников представлений о цветах и основных элементах семеновской росписи.

Способствовать развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности и познавательной активности в игровой деятельности.

Воспитывать любовь к русской культуре и уважение к труду мастеров народного творчества.

7. Оборудование: ноутбук, видеопрезентация «Русская матрешка», деревянные заготовки матрешек, кисточки, гуашь, салфетки для работы, стаканчики для воды, фартуки, влажные салфетки, куклы-матрешки, интерактивная доска, интерактивная игра «Посмотри и расскажи».

8. Предварительная работа: виртуальная экскурсия в «Музей русской матрешки», разучивание стихов про матрешку, беседы об особенностях семеновской матрешки, рассматривание альбомов с семеновской росписью, игры с матрешками.

Ход занятия.

I. Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель входит в группу. В руках у него – сундучок.

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам с волшебным сундучком, в котором спряталась игрушка.

Но вы узнаете секрет,

В игре простой «да или нет».

Вопрос скорее задавайте,

Что в сундучке лежит узнайте!

Словесная игра «да» или «нет». ТРИЗ-метод.

(дети задают воспитателю вопросы)

Если дети затрудняются отгадать игрушку, воспитатель загадывает загадку:

Есть для вас одна игрушка.

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

О ком эта загадка, ребята?

Дети: О матрешке.

Воспитатель: Верно, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Матрешке, которая хранит тайну. Вы никогда не задумывались, почему наша любимая деревянная кукла состоит из нескольких частей? Почему в одной матрешке прячется другая, в другой – третья, и так далее?

- Ребята, сегодня наша семеновская матрешка раскроет нам эту тайну. Но мы должны выполнить задания, которые она приготовила. За каждое выполненное задание вы будете получать ключик от сундука с секретом. Ну, что? Согласны?

Дети. Согласны!

II. Основной этап.

Воспитатель открывает первую матрешку, внутри – записка с заданием.

Воспитатель читает задание: «Ребята, как Вы думаете, почему меня назвали Матрешкой

- Давайте подумаем, почему у матрешки такое имя.

Дети: Матрешка – это Матрена.

Воспитатель: Правильно, ребята! В старину это было самое популярное женское имя. Потому и назвали куклу Матрена, а ласково – Матрешка.

Воспитатель: А как бы назвали матрешку, если бы ее изобрели в наше время?

Дети: Катюша, Настюша, Машутка.

Воспитатель: Верно. Мы даем куклам ласковые имена, которыми сегодня мамы называют девочек.

Вы выполнили задание и получаете первый ключ от сундука с тайной Матрешки.

Воспитатель открывает вторую матрешку, внутри – записка с заданием: Ребята, перед вами на столе стоят куклы-матрешки. Они в разобранном виде. Вы знаете, что в России несколько видов матрешек. У каждой куклы – свои особенности. Ваша задача собрать четыре матрешки и не ошибиться. В каждой матрешке должны собраться ее маленькие подружки в таких же нарядах.

Игра «Собери семью матрешек».

У детей должно получиться 4 матрешки : семёновская, полхов-майдановская, вятская, загорская.

Воспитатель: Что ж, ребята! Посмотрите, какие разные матрешки. Какая из них вам знакома?

Дети: Семеновская.

Воспитатель: Какие у нее особенности?

Дети: Наша матрешка очень яркая, у нее жёлтый сарафан, белый фартук. На фартуке – яркие красные цветы с зелеными листочками. На голове у матрешки красный (жёлтый) платочек. Глазки черные, круглые, как бусинки. На щечках – яркие румяна.

Воспитатель: Итак, вы выполнили второе задание и получаете еще один ключ от сундука с секретом матрешки.

Звучит звонок телефона.

Воспитатель: Ребята, нам кто-то звонит, слышите? Давайте откроем наш волшебный экран.

На интерактивной доске появляется Мастер из Города мастеров.

Мастер: Здравствуйте, ребята! Помогите нам, пожалуйста. Злая Баба Яга позавидовала красоте наших матрешек, украла все наши краски и заколдовала нас, мастеров. Теперь мы не можем вспомнить, как наряжать наших матрешек. Помогите нам, ребята, подскажите, как расписывать наших семеновских матрешек. А за это мы вас отблагодарим, дадим ключ от сундука с тайной матрешки.

Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем мастерам?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Перед началом работы проведем разминку.

Пальчиковая гимнастика.

Пришла русская матрешка,

Танцевала, танцевала,

В ладошки хлоп-хлоп

И сестричек созывала,

Никого не забывала.

Пальчики сгибала-разгибала,

Во двор играть зазывала.

Старше всех была сестра Оксана,

Она спереди и встала.

Вверх рукой повела, на минуту замерла.

А теперь сюда пришла

Катюша – средняя сестра,

Ручку к уху поднесла и в сторонку отошла.

И бежит меньшая дочка,

Показала кулачок и присела на пенек.

Все матрешки хороши, не устали, малыши?

Дети отвечают: «Нет!»

Локти приподняли, дружно помахали!

Изобразительная деятельность.

Воспитатель раскрашивает большую куклу-заготовку, дети раскрашивают маленькие матрешки. Используются приемы показа образца и наглядной совместно-разделенной деятельности.

Алгоритм раскрашивания:

1) Красный сарафан.

2) Желтый платочек.

3) Синие (черные) завитки на платочке.

4) Белый фартук.

5) Красные цветы на фартуке.

6) Зеленые листочки на фартуке.

Воспитатель: Ребята, мы выполнили задание. Отправляем наших матрешек в Город мастеров. За это получаем ключ от сундука с секретом. Посмотрите, ребята. В нашем сундуке 4 замочные скважины. Значит, нам осталось выполнить еще одно задание, и мы узнаем тайну матрешки!

Воспитатель открывает матрешку, достает записку с заданием: Ребята, вы почти добрались до сундука с моей тайной. Вам осталось ответить на мои сложные вопросы-загадки. Если вы справитесь с ними, то получите последний ключ.

Словесно-логическая игра с элементами ТРИЗ-технологии

«Посмотри и расскажи».

Вопрос 1. Для чего нужна матрешка? Картинки: кукла, подарочная коробка, музей.

Ответы: Матрешка нужна для того, чтобы играть. Матрешка – это сувенир. Матрешка – это экспонат музея народного творчества.

Вопрос 2. Посмотрите на картинки и по ним придумайте отличительные особенности Матрешки. Картинки: дерево, мяч, пирамидка, радуга.

Ответы: Матрешка – деревянная игрушка, она круглая, как мяч, она состоит из нескольких частей, как пирамидка, Матрешка яркая, как радуга.

Звучат фанфары.

Воспитатель: Ребята! Эти звуки означают, что мы выполнили все задания и сейчас получим ключ от тайны Матрешки.

Воспитатель открывает матрешку. В ней – последний ключ. Воспитатель открывает сундучок с тайной, достает письмо.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какую тайну мы должны были разгадать?

Дети: Да! Мы должны узнать, почему матрешка состоит из нескольких частей.

Воспитатель: Ответ – в этой записке:

Воспитатель читает: «Матрешка - символ жизни. У мамы рождаются дети, у них – свои дети. И так далее. Матрешка символизирует жизнь и материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Именно поэтому Матрёшка - символ России».

III. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили все задания. Какую тайну мы с вами узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами так много играли, работали. Я прошу вас самим оценить сегодняшнее занятие. Посмотрите – перед вами два листа. На одном нарисована грустная Матрешка, а на другом – веселая. Каждый из вас получает цветок. Если занятие понравилось, то дарите (приклеивайте) цветок веселой Матрешке, если нет – грустной.

После занятия воспитатель проводит самоанализ своей деятельности.

Литература и источники:

1. Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России [Текст] / Н. Н. Алексахин. – М. : Народное образование, 2005. – 176 с.

2. Балтивец, Н. Б. Русская матрешка для детского сада. История, стихи, загадки [Электронный ресурс] / Н. Б. Балтивец. – Адрес доступа: https://kladraz.ru/blogs/natalija-bogdanovna-baltivec/ruskaja-matryoshka.html (дата обращения - 30.09.2020).

3. Воробьева, Т. П., Воробьева, В. А. Русская матрешка [Текст] / Т. П. Воробьева, В. А. Воробьева. – М. : Мозаика, 2008. – 56 с.

4. Квач, Н., Квач, С. Нижегородская игрушка [Текст] / Н. Квач, С. Квач. - Нижний Новгород, 2010. – 156 с.

5. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – М. : Детствво-Пресс, 2009. – 40 с.

6. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. – М., 2005. – 145 с.

7. Русская матрешка [Текст]. – М. : Мозаика, 2010. – 16 с.

8. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О. А. Соломенникова. - М., 2005. – 154 с.

Публикации по теме:

Конспект КВН «Тайна чувашских узоров» для детей старшей группы Цель: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края, о красоте чувашских узоров; развить познавательный интерес; воспитывать.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Посадка лука»Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Посадка лука» Цели: закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения. Задачи: Образовательная: Закреплять знания.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Прохождение экологической тропы»Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Прохождение экологической тропы» Цель: Продолжать учить детей различать и называть растения. Задачи: - развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать.

Конспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группыКонспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое воспитание», «Физическое.

Конспект НОД по конструированию «Домик для матрешки» для детей младшей группыКонспект НОД по конструированию «Домик для матрешки» для детей младшей группы Тема «Домик для матрешки» Цели: учить делать постройки из кубиков, обучать умению строить по образцу; выполнять действия с предметами:.

Конспект интегрированной ООД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Волшебная вода» МДОУ «Новомичуринский детский сад №1» Пронского района, Рязанской области Конспект интегрированной ООД по экологии. Тема: «Волшебница вода».

Конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы  «Турнир «Сказочные пазлы»Конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы  «Турнир «Сказочные пазлы» Познакомилась с публикацией Любови Федотовой о турнире по складыванию пазлов, огромное спасибо за идею. Очень понравилось это мероприятие,.

Конспект СОД по музыке «Очень осень любим» для детей подготовительной к школе группыКонспект СОД по музыке «Очень осень любим» для детей подготовительной к школе группы В нашем детском саду 17.10.2019 года состоялось методическое объединение музыкальных руководителейна тему: «Речевая коммуникация и развитие.

Конспект викторины «Загадки-обманки о животных» для детей подготовительной к школе группыКонспект викторины «Загадки-обманки о животных» для детей подготовительной к школе группы Цель: сформировать навыки отгадывания необычных загадок – загадок-обманок. Задачи: Образовательные: учить отгадывать рифмованные загадки,.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 6 октября 2020 в 16:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем юлия тофт (УИ 319907) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД