Юлия Андросик
Конспект обучающего занятия по правилам дорожного движения в Мобильном автогородке с воспитанниками подготовительной группы
▼ Скачать
Конспект обучающего занятия по правилам дорожного движения
в Мобильном автогородке с воспитанниками подготовительной группы Автор: Андросик Ю. Н., старший воспитатель
Аннотация
Публикация «Конспект обучающего занятия по правилам дорожного движения в Мобильном автогородке с воспитанниками подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
С каждым годом все сложнее становиться дорожное движение. Постоянно растет число автомототранспорта на улицах города. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, на первом месте стоит аварийность и транспортный травматизм. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Как заставить малышей быть внимательными и осторожными на улице? Как научить их соблюдать правила дорожного движения? Как воспитать навыки культурного и безопасного поведения на улице? Для ответа на подобные вопросы и разработан конспект этого обучающего занятия с воспитанниками подготовительной группы. Конспект направлен на закрепление и практическое применение полученных знаний и умений по правилам дорожного движения в обстановке приближенной к реальности.
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что ежегодно на дорогах страны с участием детей происходят дорожнотранспортные происшествия. Большинство ДТП, повлекших человеческие жертвы, происходят по вине самих участников дорожного движения. В качестве причин можно выделить недисциплинированность, незнание детьми Правил дорожного движения, неумение ориентироваться в сложной дорожнотранспортной обстановке.
Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема.
Наиболее удачной организацией в изучении ПДД, на мой взгляд, является использование Мобильного автогородка.
Обучение, в условиях приближенных к действительности, при помощи Мобильного автогородка, несомненно, помогает в преподавании правил безопасного поведения детей на дорогах и обучению грамотного пешехода. У детей происходит наибольшее восприятие информации с помощью игрового воздействия и зрительной памяти. А это значит, что любой теоретический материал необходимо закреплять посредством практических занятий в условиях, приближенных к реальным. Ребенку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зеленый сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора не на опасной проезжей части, а на ее имитации, на подсознательном уровне такая информация может отложиться гораздо быстрее.
Практика показывает, что такие формы работы как беседы, рассказы, демонстрация плакатов, видеофильмов не достигают желаемых результатов, если данный теоретический материал не закрепляется на практике.
Только активное и непосредственное участие детей в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города, побуждает их к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему и способствует формированию у них основ правильного и безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи.
Научить детей самостоятельно находить безопасный и рациональный выход из реальной дорожной ситуации.
Формирование мотивационно- поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
Расширение и конкретизация знаний детей по безопасному поведению на дорогах.
Цель данных занятий.
Практическая деятельность с воспитанниками по изучению и закреплению знаний по ПДД с помощью Мобильного автогородка.
Основной принцип работы.
Комплексность. Практическая работа с детьми по обучению безопасному поведению на дорогах осуществляется в комплексе с теоретическими заданиями. В процессе занятий решаются не только задания по данной проблеме, но и задачи по развитию логического мышления, развитию ориентировки в окружающем мире, развитию математических представлений и задачи по развитию речи.
Основная часть
Тема: Перекресток.
Цели: учить правилам безопасного поведения на перекрёстке
Задачи:
- дать понятие перекрёстка;
- расширять представления воспитанников о движении транспорта на перекрестке;
- дать представление о «регулируемом перекрестке» и «не регулируемом перекрестке»;
- продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью транспортного и пешеходного светофоров;
- учить начинать и заканчивать движение в соответствии с сигналами пешеходного перехода и транспортного светофоров;
- научить правилам безопасного перехода регулируемых перекрёстков;
- воспитывать законопослушных граждан.
Материал: Мобильный городок (перекрёсток с транспортными и пешеходными светофорами, дорожные знаки, машины, коляски, куклы, карточки на каждого ребенка с изображением светофоров, мультимедиа.
Ход занятия
Педагог вместе с детьми заходят в помещение, где расположен Мобильный автогородок. Игровая ситуация: перекресток с установленными транспортными и пешеходными светофорами. В середине перекрестка лежит игрушка.
Педагог: - Ребята, кто потерял игрушку? (ответы детей)
Педагог: - Как она оказалась на проезжей части дороги? (ответы детей)
Педагог: - Ребята, обратите внимание, а где мы с вами оказались? (ответы детей)
Педагог: - Правильно, на перекрестке. Сегодня, мы с вами поговорим о перекрестке и о том, какие правила нужно соблюдать при переходе через перекресток.
Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном. Беседа с мультимедийной презентацией о перекрестке. (слайд № 1)
Педагог: - Что называется перекрестком? (ответы детей)
Педагог: - Молодцы. Перекрестки, это место, где пересекаются или берут начало несколько улиц.
- Почему перекресток называют опасным участком дороги? (ответы детей)
Педагог: - Правильно, перекрёсток - это место наиболее интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, пересечение их путей. Поэтому перекрёсток считается очень опасным местом. (слайд № 2) Перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые.
Педагог: - Ребята, как вы думаете, что значит регулируемый и нерегулируемый перекресток? (ответы детей)
Педагог: - Регулируемые – это те перекрёстки, на которых очередность движения определяется сигналами транспортного и пешеходного светофора. (слайд № 3) Нерегулируемым пешеходным переходом называется переход, необорудованный транспортным и пешеходным светофорами, но обозначенный дорожным знаком «Пешеходный переход» или разметкой «зебра». (слайд № 4)
Педагог: - Ребята, скажите, а в чем разница между транспортным и пешеходным светофорами? (ответы детей)
Педагог: - Правильно, у транспортного светофора три световых сигнала (красный, желтый, зеленый) (слайд № 5, а у пешеходного два (красный и зеленый). (слайд № 6)
Педагог: - Ребята, какие правила поведения пешехода при переходе перекрестка вы знаете? (ответы детей.)
Педагог: - Какие дорожные знаки помогут нам перейти перекресток? («Пешеходный переход».)
Педагог: - Ну, а теперь я приглашаю вас отправится на перекресток и применить свои знания и умения на практике.
Дети, по желанию, распределяются педагогом на группы «пешеходы» и «водители» берут необходимые атрибуты (машины, коляски и др., проходят к перекрёстку и расходятся по четырем направлениям.
Педагог: - При пересечении перекрестка водитель должен быть особенно осторожным. А почему? (Ответы детей.)
Педагог: - И так, ребята, скажите, мы с вами находимся на регулируемом перекрестке? (ответы детей)
Педагог: - Правильно. На нашем перекрестке установлены транспортные и пешеходные светофоры, поэтому нам всем нужно внимательно следить за их сигналами и действовать в соответствии с тем сигналом, который горит на светофоре. Будьте внимательны и водители, и пешеходы: с одной стороны на пешеходном светофоре для пешеходов зажигается зеленый свет, а с другой на транспортном светофоре - красный.
Практическая деятельность воспитанников под руководством педагога. Пешеходы переходят улицу, а машины останавливаются. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает, что скоро загорится красный и зеленый сигнал. Четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему, поэтому на перекрестке порядок.
Педагог: - Молодцы, ребята. И водители, и пешеходы четко следили за сигналами своих светофоров и выполняли действия в соответствии с ними, поэтому вы не допустили не одной аварийной ситуации. Для того, чтобы вы все запомнили, как правильно переходить регулируемый перекресток, давайте составим правила перехода регулируемого перекрёстка.
Совместная деятельность по составлению правил.
Правила перехода регулируемого перекрестка:
1. Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги.
3. Дождаться зеленого сигнала светофора.
4. Дождаться полной остановки всех машин.
5. Посмотреть налево, направо, затем снова налево.
6. Совершить переход, контролируя движение машин с обеих сторон.
(Правила - памятки воспитанники забирают по окончании занятия)
Педагог: - Ребята я предлагаю вам закрепить полученные вами знания. Вам необходимо правильно расставить транспортные и пешеходные светофоры на перекрестке, учитывая световые сигналы, будьте внимательны и помните как располагаются световые сигналы светофоров на регулируемом перекрестке.
(используется готовое изображение перекрестка и заготовки транспортных и пешеходных светофоров на каждого воспитанника)
По окончании деятельности проводится итоговая выставка выполненных работ с индивидуальным анализом.
Список литературы
1. Методические рекомендации «Автогородок» - ПО «Зарница», 2007 г.
2. Областная образовательная программа для дошкольников «Ребенок и дорога» - Благовещенск, 2013 г.
3. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 г.
Заключение
Таким образом, в ходе практической деятельности, проводимой на специальной площадке Мобильного автогородка, дети получают не только теоретические знания, но и приобретают умения и практический опыт для применения в той или иной ситуации реальной жизни, на практике закрепляют правила дорожного движения. В процессе данной деятельности формируется навык анализировать и самостоятельно принимать решение в возникшей ситуации.