Получи документы

Конспект образовательной ситуации «Богатства, добытые из-под земли» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Поваляева
Конспект образовательной ситуации «Богатства, добытые из-под земли» для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Поваляева Е. Е.

Цель: знакомить с полезными ископаемыми и их свойствами. Развивать навыки поисково – исследовательской деятельности и экспериментирования.

Материал и оборудование. Коллекция камней. Картинки по теме. Куски природного мела. Лупы. Стаканы, стеклянные колбы. Таз с водой. Таблицы для фиксирования результатов исследования. Терки. Лоскутки плотной однотонной ткани. Картон. Доски для рисования. Столовый уксус. Жидкие пищевые красители. Салфетки.

Воспитатель. Все природные богатства, которые люди добывают из недр земли или с ее поверхности, это полезные ископаемые. Минералы и горные породы используются в народном хозяйстве. Одни необходимы для строительства, другие – для производства различных материалов (металла, пластмассы и др., третьи служат топливом. Наша планета Земля – настоящая сокровищница, из которой мы черпаем богатства.

Каждый минерал и горная порода обладает уникальным свойствами. Хотите больше узнать об этих сокровищах? (Да.) О том, что мы будем сегодня исследовать, говорится в загадке.

На асфальте я рисую

Дом, забор, дыру большую,

Друга Шарика и кошку,

Что уселась у окошка.

Жаль, раскрасить всё не смог-

Быстро кончился… (мелок).

Подойдите к столу и найдите среди образцов, представленных в нашей коллекции минералов, кусочки горной породы, похожие на мел.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель. Это и есть сокровище, которое мы будем исследовать. Сегодня я расскажу о том, как люди используют мел. Но сначала давайте определим, какими свойствами он обладает.

Дети берут по куску природного мела и садятся за столы. На каждом столе лежит таблица, в которой дети должны фиксировать результаты наблюдений и опытов, свои выводы.

Воспитатель. Вы должны изучить свойства мела. Определите его цвет, вес, твердость, особенности поверхности, прозрачность.

(Дети изучают образцы горной породы и самостоятельно вносят результаты исследования в таблицу. По окончании работы рассказывают о горной породе.)

Дети. Мел белого цвета. Не пропускает свет, значит он не прозрачный. Поверхность мела не гладкая, шероховатая.

Кусочки мела неправильной формы. Мы попробовали отломить кусочек мела, мел оказался хрупким. Мы капнули на него водой, и вода впиталась. Значит, мел впитывает воду. Опустили мел в воду. Он утонул. Значит, мел тяжелый.

Воспитатель. Мел – горная порода, которая часто встречается в природе. (На экране демонстрируются слайды, иллюстрирующие рассказ воспитателя.) На нашей планете есть скалы, состоящие из мела, и даже целые меловые острова. Поэтому мел добывают открытым способом. В нашей стране месторождение есть в Воронежской области. Возможно, город Белгород получил свое название благодаря местным меловым залежам.

Мел сформировался из остатков раковин древних морских обитателей. Природный мел содержит и различные примеси – камни, песок и частички минералов.

Рассмотрите природный материал через лупу. Может быть, вам удастся заметить мелкие частички раковин и песчинки.

(Дети выполняют задание, делают вывод)

Дети. В меле под лупой видны маленькие дырочки, песчинки, кусочки ракушек и травинки. Разламывается мел именно в том месте, где больше всего дырочек.

Воспитатель. Чтобы определить частицы мела от примесей, добытый на месторождениях мел измельчают и смешивают с водой. Мелкие камешки и песок оседают на дно. Затем раствор с частицами мела выпаривают, добавляют специальное склеивающее вещество, прессуют и высушивают. Так получается мел, которым можно рисовать.

Рассмотрите кусочек мела, очищенный от примесей. Скажите, чем он отличается от природного мела.

Дети. В очищенном меле меньше дырочек, в нем нет песчинок и травинок, он белее, чем природный мел.

Воспитатель. Попробуйте порисовать природным и очищенным от примесей мелом.

(Дети пишут мелом на картоне, на доске, на ткани. Пробуют удалить след от мела с помощью салфетки. Делают вывод.)

Дети. Мел оставляет след на разных поверхностях. Природный мел рисует хуже, потому что он более твердый. След, оставленный мелом, можно стереть салфеткой.

Воспитатель. Сейчас, я продемонстрирую еще один интересный опыт. (Комментирует свои действия.) Беру стакан, наливаю в него немного столового уксуса и кладу в жидкость кусочек мела. Что вы наблюдаете?

Дети. Уксус в стакане начал бурлить. Мел стал рассыпаться на мелкие кусочки и полностью растворился.

Воспитатель. Мы с вами проделали опыты с мелом. А теперь давайте разомнемся и вспомним, как вы летом рисовали на асфальте цветными мелками.

Проводится разминка (по стихотворению А. Алферовой).

Рисовали дети мелом:

(Садятся на корточки.)

Света – синим, Юля – белым,

(Водят руками вправо – влево.)

А Танюша на дорожке

Рисовала домик кошке

(Встают, соединяют руки над головой.)

Света Юлю тихо просит:

«Море есть, и есть матросик.

(Разводят руки в стороны, выполняют волнообразные движения.)

Нарисуй ему тельняшку

И веселую дворняжку.

(Наклоняются вперед, касаются руками пола.)

А Танюша шепчет: «Слушай,

Нарисуй большие уши,

(Встают, прикладывают ладони к голове.)

На носульке конопульки,

Как у нашего Гришульки».

(Стучат указательными пальцами по носу.)

Юля мел берет, рисует:

(Соединяет пальцы в щепоть.)

Семь полосочек в косую,

(«Рисуют» в воздухе несколько линий.)

Белоснежную ромашку

(«Рисуют» в воздухе круг.)

И веселую дворняжку.

(Отряхивают ладони.)

Воспитатель. В стихотворении говорится о цветных мелках для рисования. Но мы с вами знаем, что природный мел белого цвета. Откуда же берутся цветные мелки?

(Предположения детей.)

Вы помните, что мел впитывает воду. Интересно, что мел впитывает воду. Интересно, что будет, если мы опусти мелки для рисования в воду, подкрашенную пищевыми красителями?

(Дети выполняют задание, делают вывод.)

Дети. Мел впитал окрашенную воду и стал цветным.

Воспитатель. Выложите кусочки окрашенного мела на салфетки. Когда он высохнет, у вас будут новые цветные мелки для рисования.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Конечно, все дети любят рисовать мелом. Но этот удивительный материал нужен не только для рисования.

(На экране демонстрируются слайды, иллюстрирующие рассказ воспитателя.)

Меловые краски применяют маляры для внутренней отделки зданий. А почему только для внутренних работ? Почему нельзя красить меловыми красками фасады, окна и крыши?

Дети. Краска не будет держаться, ее смоет дождь.

Воспитатель. Верно. Измельченный природный мел используется для удобрения почвы. Значит, он необходим фермерам и дачникам.

Очищенный мел добавляют в различные косметические средства – помаду, тональный крем, пудру. Именно мел в их составе впитывает лишний жир и делает кожу матовой. Производство зубного порошка и пасты также не обходится без применения мела.

А ещё мел нужен для отбеливания бумаги и картона. Существует даже выражение «мелованная бумага».Так называют плотную белую бумагу отличного качества.

Мел необходим и спортсменам. Посмотрите. Как гимнасты и тяжелоатлеты «припудривают» руки мелом. Чтобы удалить пот и уменьшить риск скольжения на снарядах.

Существует и специальный портновский мел, которым мастера швейного дела наносят разметку на ткань. После того как изделие сшито, мел легко стряхивается с поверхности ткани или отстирывается.

А еще мел используется для производства лекарств: он входит в состав многих таблеток.

Вот какими чудесными свойствами обладает эта горная порода. Настоящее сокровище!

Подумайте, о каком ещё полезном ископаемом вы хотели бы узнать. И мы обязательно познакомимся с его свойствами на следующем занятии.

Публикации по теме:

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация»Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация» Описание: Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет. Практический материал, представленный в конспекте, будет полезен для.

Конспект НОД в старшей группе «Подземные богатства Земли» Цель. Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Задачи: - познакомить с внешним видом полезных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации «Богатства, добытые из-под земли» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 августа 2024 в 14:44
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ситуации «Богатства, добытые из-под земли» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Поваляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.

25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД