МААМ-картинки

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Огонь и его свойства»

Ирина Шполянская
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Огонь и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной

познавательно-исследовательской

деятельности в старшей группе

Разработала:

воспитатель МАДОУ № 462

Шполянская И. В.

Тема образовательной деятельности : «Огонь и его свойства»

Цель: Знакомство с некоторыми свойствами огня

Программное содержание:

- продолжать учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях, связанных с пожарной безопасностью;

Публикация «Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Огонь и его свойства“» размещена в разделах

- формировать знания детей о некоторых свойствах огня на практике;

- расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

- закреплять знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;

- развивать наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки, память, логическое мышление.

- воспитывать уверенность в своих действиях в экстремальной ситуации, умение не теряться перед опасностью.

Предшествующая работа: сюжетно-ролевая игра «Пожарные», рассматривание серии картинок «Осторожно, огонь, чтение марийской народной сказки «Как огонь с человеком подружился», дидактические игры «Горит - не горит», «Доскажи слово», разминка «Пожарные», пальчиковая гимнастика «Свеча».

Оборудование: видеофильм, свеча, спички, вода, стеклянная банка, комок бумаги, тарелка, песок, рис, фломастеры, мяч, загадочная коробочка, огоньки-эмблемы.

Музыкальный материал: https://ololo.fm/search/Бетховен/Мелодия слез

Обогащение словаря: подсвечник.

Активизация словаря: огонь, свеча.

Организационный момент:

- Ребята сегодня утром в группе я увидела интересную коробочку - вот она (воспитатель вертит и трясет коробку). Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней находится. Что это ребята? Как вы думаете? (ответы детей, (правильно это значок). Что на нем изображено? (ответы детей, (огонь). Давайте украсим вашу одежду этими эмблемами.

Ход образовательной деятельности:

1) Сегодня я предлагаю поговорить об одном природном явлении, которое очень помогает человеку в жизни. Попробуйте отгадать, что это такое?

Он и греет, он и жжет,

Он живой, но не живет,

Он и светит, и слепит,

Он и добр, и сердит,

Живет рядом с нами,

Требует внимания!

(Ответы детей) (Огонь)

-Да, это огонь, и без него человеку было бы очень тяжело. Я предлагаю вам разделиться на две небольшие команды, а помогут нам значки-огоньки (значки-огоньки : желтые и красные).

2) Рассматривание сюжетных картинок

У нас в группе есть две интересные сюжетные картинки «Соблюдение правил противопожарной безопасности» и «Если случился пожар».

Детям предлагается составить небольшие рассказы о правилах безопасного обращения с огнем.

(дети составляют небольшие рассказы, воспитатель обобщает информацию)

(по общему решению, команде, которая составила самый поучительный рассказ, присуждается фишка).

- Спасибо вам за ваши интересные рассказы. Да, огонь бывает «добрым», когда дает нам тепло, помогает приготовить пищу, просушить одежду, дает свет в темное время суток. Но иногда случаются такие ситуации, когда огонь становится «злым», опасным, и из друга-помощника превращается во врага.

3) Пластический этюд:

- Дети, предлагаю поиграть. Каждый из вас возьмет султанчики и превратится в маленькое пламя со своим характером и настроением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.

(дети под музыку, используя султанчики (красного, желтого цветов, имитируют пламя костра. Последний акцент педагог делает на положительной оценке значимости огня для человека).

4) Просмотр видеофильма. Сейчас я предлагаю посмотреть интересный фильм! После его просмотра нужно сказать – что герой фильма делал неправильно?

(просмотр видео фильма – 1,5 минуты).

Вопросы к детям:

- Из-за чего может возникнуть пожар в доме? (ответы детей)

- Что делал герой фильма неправильно? (ответы детей)

- Чему учит нас этот фильм? (ответы детей)

Обобщающая информация воспитателя: «К огню надо относиться осторожно, использовать его полезные свойства и избегать опасных ситуаций».

5) Игра «Горит - не горит». Сейчас, я хочу предложить вам немного поиграть со мной в игру «Горит - не горит».

( Игра с мячом: воспитатель называет предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, если предмет или вещество не горит, и отбивает, если горит. Например: бумага, ткань, стекло, дерево, металл, пластик, вода и т. д., (в этой игре побеждает команда, которая выполнила задание правильно).

6) Исследовательская деятельность.

Педагог приглашает в экспериментальную лабораторию (отдельно накрытые столы) для наблюдения за опытом с огнем, и исследовать некоторые свойства огня. Посмотрите, что есть на столе (рассматривание с детьми оборудования для опытов). Я зажгу свечу с помощью спичек, осторожно и аккуратно (ставлю свечу на стол). Как вы думаете, я сейчас нарушила правила обращения с огнем? (ответы детей) (педагог нарушила правила обращения с огнем, т. к. поставила свечу на стол без подсвечника) Чтобы свеча не упала, и не случился пожар, я установлю ее в подсвечник. (Повторение слова «Подсвечник» и разбор слова, объяснение его значения)

Посмотрите на пламя свечи, оно похоже на лепесток, такой нежный, слабый, дрожит от моего дыхания, как живой. Но не забывайте, такой маленький и с виду беспомощный огонек может стать грозной стихией, бедой, может уничтожить все на своем пути – и жилье людей, и леса, и поля. И поэтому, чтобы бороться с ним, нам необходимо знать – чего «боится» огонь? Как вы думаете? (ответы детей) (вода, песок, плотная ткань и др.).

7) Эксперимент 1. Есть предположение, что огонь боится воды. Как мы можем это проверить? (ответы детей). Сейчас я покажу вам свойство огня (воспитатель зажигает свечой бумагу на блюдце, когда огонь наберет необходимую силу, обратить внимание детей на это, затем залить пламя водой).

- Что произошло с огнем? (ответы детей) (он потух, перестал гореть, «погиб»).

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (огонь боится воды)

Это первое свойство, которое мы сегодня изучили: ОГОНЬ БОИТСЯ ВОДЫ.

8) Эксперимент 2. Попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Мы уже говорили, что огонь может передвигаться, как живой. А вот ученые считают, что огонь умеет дышать. Давайте это проверим? Я проведу следующий опыт, а вы смотрите внимательно. (воспитатель берет горящую свечу, накрывает прозрачной стеклянной банкой).

- Что произошло с огнем? (ответы детей)

- Почему он погас (выслушивает предположения детей).

Обобщение: Огонь живет, пока вокруг есть воздух, без воздуха он не может гореть.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (огонь дышит, ему для жизни нужен воздух).

Только что мы узнали еще одно важное свойство огня : ОГОНЬ ДЫШИТ.

- Как мы могли бы применить это свойство, например, спасаясь от огня? (ответы детей)

- Чем можно заменить банку, если нужно потушить огонь? (одеяло, пальто, и т. д.)

После таких интересных открытий я предлагаю вам подвести итоги, какая команда победила (победили знания о правилах поведения с огнём).

Итог:

Ребята, мы с вами сегодня исследовали различные свойства огня и узнали, как нужно обращаться с огнем. Педагог обращается к 3-4 детям : Что тебе было интересно? Что узнал нового?

Теперь мы можем поделиться своими знаниями о свойствах огня с другими детьми. Вы со мной согласны? Тогда я предлагаю вам оформить книгу о правилах поведения при пожаре.

Выход из образовательной ситуации, переход детей к совместной и самостоятельной деятельности.

- Изготовление панорамы (тип-ширма) пожарной части.

- Изготовление атрибутов для игры «Пожарные».

- Можно построить гараж для пожарной машины.

- Собрать из геометрических фигур пожарную машину.

- Выложить из объемной мозаики огонь.

- Лепка фигурок пожарных.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по формированию основ безопасности Цель: формирование основ безопасности жизни у детей подготовительной группы. Сентябрь Дорожная азбука "Правила дружелюбной дороги" •.

Проектная деятельность с детьми старшей группы «Пожарный — профессия героическая» Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный, групповой Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители Интеграция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Огонь и его свойства»
Опубликовано: 25 мая 2014 в 20:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Огонь и его свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шполянская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД