Ульяна Белецкая
Конспект образовательной деятельности «Этикет и его история» (подготовительная группа)
Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.
Задачи:
— уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре;
— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему полу и возрасту;
— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, коммуникативной деятельности.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Этикет и его история“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Оборудование: видеописьмо, вырезанные из цветной бумаги лепестки для игры «Цветок вежливости», настольно-печатная игра «Уроки этикета», диктофон, видеопроигрыватель.
* * *
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо, давайте его посмотрим. Содержание видеописьма: «Здравствуйте, ребята! К вам за помощью обращаются ваши друзья-первоклассники. Недавно мы прочитали стихотворение о мальчике
Петрусе, который решил стать вежливым. Послушайте это стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение И. Кульской «Невежливая вежливость».
Мы стали вместе думать, можно ли Петруся назвать вежливым мальчиком? Мнения наши разделились, и мы даже поспорили: одни ребята считают, что если мальчик со всеми здоровается, его можно назвать вежливым, а другие ребята не согласны: они считают, что мальчика Петруся нельзя назвать вежливым, потому что он не знает правил приветствия. И вдруг мы вспомнили о вас, ребята, и подумали, что вы сможете разрешить наш спор, потому что вам в детском саду много читали и рассказывали о правилах поведения. Мы знаем, что по этой теме в вашей группе есть много разных альбомов, картинок, книг, игр».
Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям?
Дети. Да.
Воспитатель. А чтобы правильно ответить, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о правилах поведения. Послушайте, как похожи слова: правильно, правила, по правилам. Если вы знаете правила и делаете правильно, как вас можно назвать?
Дети. Вежливые, воспитанные дети.
Воспитатель. Для чего человек выполняет определенные правила поведения?
Дети. Чтобы быть приятным другим, чтобы относиться к другим по-доброму.
Воспитатель. Он их не придумывает сам. Как вы считаете, Петрусь знал об этом?
Дети. Нет, он думал, что каждый человек сам придумывает правила поведения.
Воспитатель. Кто же придумал правила поведения?
Дети. Люди.
Воспитатель. Правильно, чтобы лучше понимать друг друга, люди придумали правила. Каждое из них имеет свою историю и служит для хорошего общения. Послушайте об этом стихотворение.
Ребенок читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».
Что означает слово «здравствуйте»?
Дети. Оно означает «будьте здоровы», это пожелание здоровья.
Воспитатель. Все верно, произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Почему установление добрых отношений между людьми начинается с первых приветственных слов?
Дети. Это означает, что людям приятно видеть друг друга. Да, в поклоне, в коротких словах приветствия заключено важное сообщение: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Я желаю тебе здоровья, мира, счастья!»
Воспитатель. Почему в стихотворении говорится о том, что, услышав слово «здравствуйте», сказанное с улыбкой, «каждый становится добрым, доверчивым»?
Дети. Всем приятно, когда с ними здороваются при встрече.
Воспитатель. Что вы чувствуете, когда вас приветствуют при встрече?
Дети. Становится радостно, слова приветствия приятно слышать, настроение становится хорошим.
Воспитатель. Да, от вежливых слов, сказанных от души, с улыбкой на лице, становится теплее и радостнее. Послушайте об этом стихотворение.
Ребенок
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы:
«Здравствуйте».
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку
Солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
Воспитатель. Ребята, а когда вы приветствуете других людей, что чувствуете при этом?
Дети. Радость.
Воспитатель. Послушайте стихотворение о людях, которым радостно от того, что они желают благополучия другим.
Дети по очереди читают стихотворение А. Яшина «Доброе утро!».
Почему в этом стихотворении говорится о том, что тепло и радостно становится не только тому, кто слышит добрые, вежливые слова, но и тому, кто их говорит?
Дети. Если от твоих приветливых слов люди улыбнутся, то и тебе тоже будет радостно и тепло от их улыбок.
Воспитатель. Да, если люди всегда будут выполнять эти важные правила, у всех будет хорошее настроение. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки. Предлагаю всем вместе спеть песню «Улыбка».
Дети исполняют песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Продолжим наш разговор о вежливости. Как вы думаете, вежлив ли был Петрусь?
Дети. Нет, он не знает многих правил поведения, его нельзя назвать вежливым.
Воспитатель. Легко ли быть вежливым?
Дети. Этому надо учиться.
Воспитатель. Да, я с вами согласна: быть вежливым не так-то просто. У кого Петрусь может научиться вежливости?
Дети. У вежливых людей, у тех, кто знает, как можно приветствовать других.
Воспитатель. А вы смогли бы научить Петруся вежливо приветствовать других?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, а почему деду Федоту не понравилось приветствие Петруся?
Дети. Потому что Петрусь очень громко закричал, а старенький сторож Федот в это время «только-только задремал, на посту он ночь не спал».
Воспитатель. Вежливо ли поступил Петрусь по отношению к деду Федоту?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он напугал дедушку своим громким криком, не дал ему подремать после работы.
Воспитатель. Да, вежливый человек вежлив всегда. Как нужно было поступить Петрусю?
Дети. Ему нужно было подождать, пока дедушка Федот проснется, а потом уже поздороваться с ним.
Воспитатель. Да, ребята, нельзя громко разговаривать и кричать, когда рядом находится заснувший от усталости человек, потому что это мешает ему отдыхать. Какие правила приветствия знакомых взрослых людей должен запомнить Петрусь?
Дети. Подойти поближе, назвать по имени-отчеству, слегка наклонить голову — сделать поклон, улыбнуться.
Воспитатель. Ребята, что не так сделал Петрусь, решив поприветствовать девочку Яринку?
Дети. Петрусь дернул ее за косынку, он приказал ей остановиться, а девочке это не понравилось.
Воспитатель. Как Петрусь мог поприветствовать девочку?
Дети. Словами-приветствиями, поклоном головы, движением руки.
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как можно детям по-разному приветствовать друг друга.
Игра «Цветок вежливости»
Дети берут лепестки и встают в круг. Каждый ребенок называет приветственное слово или делает приветственный жест, не повторяя товарищей и составляя таким образом цветок из лепестков в центре круга. По окончании игры дети все вместе любуются получившимся цветком.
Воспитатель. Ребята, почему вожатый назвал Петруся невежей?
Дети. О напугал вожатого, когда спрыгнул с забора. Петрусь чуть не сбил его с ног, вожатый мог уронить книги, которые он нес в руках.
Воспитатель. Послушайте пословицу о вежливых людях: «Умение вести себя украшает и ничего не стоит». Почему умение вести себя украшает человека?
Дети. Людям приятно с теми, кто знает и выполняет правила поведения.
Воспитатель. Да, чтобы быть приятным другим людям, не причинять им беспокойства и неудобств, человек выполняет определенные правила поведения. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте, театре.
Игра «Уроки этикета»
Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам : «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае правильного поведения героев на картинке, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.
После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них. Подводит итог: «Если все люди будут всегда выполнять эти важные правила, у всех будет хорошее настроение».
Воспитатель. Ребята, ваши рассказы о правилах поведения, записанные на диктофон, мы отправим нашим друзьям-первоклассникам. Думаю, что они помогут разрешить их спор о том, можно ли назвать Петруся вежливым или нет?