наталья Волкова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительный мир магнитов»
▼ Скачать +Заказ
Удивительный мир магнитов
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
1. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
2. побуждать детей высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия;
3. развивать логическое мышление, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
4. формировать потребность детей в самовыражении через продуктивную деятельность;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Удивительный мир магнитов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
5. развивать свободное общение со взрослым и детьми, связную (диалогическую) речь, обогащать словарь (научная лаборатория, учёные, магнетические и немагнетические предметы, магнитные полюса);
6. воспитывать самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная, трудовая, восприятие художественной литературы.
Формы организации: фронтальная, работа в подгруппах, парах.
Форма реализации детских видов деятельности : экспериментирование, игра, наблюдение, беседа, рисование.
Планируемый результат: дети проявляют активность, заинтересованность, уверенность в себе; выдвигают гипотезы, самостоятельно исследуют предметы и делают выводы. Сформированы элементарные представления о магнетизме.
Оборудование: ёмкость с водой и лебедем из пенопласта, тарелочка с деревянными палочками и палочками-магнитами, блюдце с хлебными крошками, магниты и тарелочки на каждого ребёнка, предметы из дерева, пластмассы, железа, ткани, меди, алюминия, резины на каждом столе, листы с нарисованным овалом и фломастеры на каждого ребёнка.
У воспитателя на вспомогательном столе: карточки безопасности с запрещающими знаками, коробка с нарисованными дорожками, картинка на магнитной основе, красные и синие варежки, магнитофон, мультимедиа, 2 поддона с песком, тарелочками и мелкими металлическими предметами (10 штук, сувениры-магнитики.
Предварительная работа: работа по теме комплексно-тематического плана «День российской науки», беседы об учёных, исследователях, учреждениях науки, знакомство с металлами (с магнитом, как одном из них).
Организация и методика проведения мероприятия:
Воспитатель приглашает детей в круг.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
- Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Действуют в соответствии с текстом
- Сегодня в вашем детском саду работает чудесная научная лаборатория. Я – её руководитель. Вы знаете, что такое лаборатория?
- А хотели бы вы стать учёными и побывать в лаборатории?
- Прежде чем мы отправимся в лабораторию, давайте вспомним правила безопасного поведения с мелкими предметами.
Показывает карточку безопасности.
- Приглашаю вас в мою лабораторию. Выдвигают предположения (место, где работают учёные, проводят опыты и эксперименты, разгадывают тайны природы).
- Да!
- Мелкие предметы нельзя брать в рот, засовывать в уши, нос.
Дети располагаются вокруг стола с плавающим лебедем.
Игра-опыт «Загадка лебедя»
- Здесь у меня живёт друг - белый лебедь. Хотите с ним поиграть?
- Мой лебедь очень любопытный. Он любит рассматривать разные интересные вещицы. Сегодня я принесла ему вот такие палочки. Лебёдушка, посмотри, что я тебе принесла (Подносит деревянную палочку - лебедь не подплывает).
- Не заинтересовался лебедь моей палочкой. Может эта палочка ему понравится? (Подносит магнитную палочку - лебедь подплывает).
- Что за чудеса! Ребята, как вы думаете, почему лебедь к одной палочке подплывает, а к другой – нет?
- Давайте проверим ваши предположения. Возьмите палочки, внимательно рассмотрите их и лебедя, подумайте, в чём загадка.
- Итак, почему же лебедь подплывает только к зелёной палочке?
- Что такое магнит (природного происхождения или создан человеком? Какими свойствами он обладает?
- Давайте проведём опыт и проверим, какие предметы ещё притягивает магнит. Проходите за лабораторные столы.
- Да!
Гипотезы детей (красивый цвет, магнит).
Рассматривают палочки, лебедя.
- Она магнитная. А в клюве лебедя есть металлический предмет, который и притягивается магнитом. Магниты – это железо или сталь, обладающие способностью притягивать металлы. Есть магниты и природного происхождения, и созданные человеком.
Работа за столами в парах. Опыт «Сортировка предметов»
- Перед вами предметы из различных материалов. С помощью магнита разделите предметы на 2 группы. На тарелочку слева положите немагнетические предметы, которые к магниту не притянутся. На тарелочку справа – магнетические предметы, которые притянутся к магниту. В «Листочке наблюдений» обведите красным фломастером магнетические предметы. Работайте вдвоём, дружно.
Индивидуальная работа с детьми.
- Давайте подведём итоги эксперимента. Какие немагнетические предметы вы обнаружили?
- Из каких материалов они сделаны?
- Какие магнетические предметы вы обвели в «Листочке наблюдений»?
- Из какого материала сделаны магнетические предметы?
- Итак, что вы узнали с помощью этого опыта?
- Ребята, вы раскрыли загадку магнита. Вы - настоящие учёные. А как вы думаете, как учёные отдыхают?
- Я вас тоже приглашаю в цирк.
Звучат фанфары.
Обследуют предметы, работают с «Листочком наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед детьми; обмениваются мнениями с напарником.
- Не притянулись к магниту кораблик, пуговица, кубик, шарик, лоскут ткани.
- Немагнетические предметы сделаны из бумаги, пластика, дерева, резины, ткани.
- Притянулись к магниту монета, ключ, скрепка.
- Магнетические предметы сделаны из металла, железа, стали.
Делают вывод: магнетическими являются предметы из металла, немагнетическими – из бумаги и т. д.
Гуляют, смотрят телевизор, ходят в цирк, кино…
Дети встают вокруг стола с коробкой для фокуса.
Фокус «Живая картинка»
- Перед вами выступает дрессированная божья коровка Майя. Как вы думаете, сможет она добежать до своего домика, если я к ней не буду прикасаться руками?
- Давайте проверим. Приготовьте ладошки для аплодисментов. Скажите волшебное слово «Сим-салабим».
Воспитатель двигает божью коровку (на магнитной основе) магнитом снизу поверхности коробки.
- Аплодисменты публики!
- Кто разгадал фокус?
- На самом деле божья коровка не металлическая. К ней прикреплён магнит. И с другой стороны коробки тоже находится магнит. Когда я двигаю магнит под коробкой, он заставляет двигаться магнит с божьей коровкой. Какой вывод из этого можно сделать?
- А всегда ли это происходит?
- Давайте проверим.
- Нет.
- Сим-салабим!
Дети аплодируют.
Предположения детей (божья коровка металлическая, с другой стороны коробки находится магнит, который и заставляет её двигаться).
- Магнит может притягивать другой магнит.
- Всегда.
Опыт «Разные полюса»
- Возьмите волшебные палочки и попробуйте соединить красные (синие) стороны. Что происходит?
- А если соединить красную и синюю сторону?
- Почему так происходит?
- Оказывается, у магнита есть разные полюса. Учёные решили, что полюса у магнитов будут обозначать красным и синим цветом. Одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются. Рассматривают магнитные палочки с двумя полюсами, экспериментируют.
- Магниты отталкиваются.
- Магниты притягиваются.
Гипотезы детей.
Подвижная игра «Магнитики с разными полюсами»
Чудеса в нашей лаборатории продолжаются. Я превращаю вас в магниты с разными полюсами. Оденьте, пожалуйста, на левую руку красную варежку, а на правую – синюю. Это ваши полюса. Пока звучит музыка, магниты бегают по залу. Как только музыка затихает, магниты соединяются в пары. И помните, что у магнитов соединяются разные полюса. Игра повторяется 3 р., дети садятся.
- Уважаемые учёные, как вы думаете, зачем человеку нужны магниты?
Рассказы детей, воспитатель дополняет в сопровождении мультимедийной презентации.
- Во многих детских играх используются магниты («Рыбалка», магнитные конструкторы, бакуганы).
- Магнитами можно крепить картинки к доске.
- С помощью магнитов работают компас, мотор холодильника и все двигатели.
- С помощью магнитов работают наушники и колонки.
- Магниты используют для лечения различных заболеваний.
- Магнитные подъёмные краны могут поднимать с морского дна затонувшие металлические предметы, используются при строительстве мостов.
- В сверхскоростных поездах вместо колёс и рельс используют магниты.
Рефлексия
- Ребята, в заключение нашей работы я хочу, чтобы вы оценили свои научные достижения. На листе бумаги нарисован овал. Это ваша голова. Возьмите фломастеры и нарисуйте такой величины глаза, насколько вы внимательно работали над исследованием свойств магнита. Такой длинный нос, насколько вам было интересно. Такой величины рот, насколько вы много говорили по теме экспериментов. Такой величины уши, насколько вы хорошо слушали меня и своих друзей. Столько волос на голове, насколько много вы улыбались.
А теперь давайте станем в круг и посмотрим, кто из вас был самым активным учёным.
- Мы видим, что все вы сегодня были очень активными и любознательными. Вам понравилось работать в научной лаборатории?
- На этом наша чудесная лаборатория закрывается. Мне было приятно с вами работать. Вы такие весёлые, активные и умные. На память о нашей встрече я хочу вам подарить игрушки-магнитики, чтобы вы смогли дома показать фокусы вашим родителям.
Дети рисуют.
Становятся в круг, показывают свои рисунки товарищам, обмениваются репликами.
Высказывания детей.
Воспитатель приглашает детей помочь убрать рабочие места.