Надежда Дульберг
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Кубань мастеровая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Прививать интерес и уважение к семейным традициям через приобщение к народным промыслам Кубани.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством Кубани – вышивкой, кубанской росписью, лозоплетеньем.
Закрепить умения детей использовать имеющиеся навыки в творческой деятелььности.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Кубань мастеровая“» размещена в разделах
Воспитывать чувства патриотизма, уважения к семейным традициям, традициям наших предков.
Материалы и оборудование:
Презентация «Кубань мастеровая», Дидактическая игра «Лоскутное одеяло», «Укрась стены дома», «Вышей рушник», Дидактическая игра «Плетень».
Ход образовательной деятельности:
Педагог:
- Дети, скажите, где мы с вами живем?
(в России, на Кубани)
Край родной Кубанский-
Родина моя,
В этом крае выросли
Он, и ты, и я.
Горы и долины
На Кубани есть
Есть сады и нивы
Все не перечесть…
Педагог:
- Как нас можно назвать раз мы живем на Кубани?
(нас можно назвать россиянами или кубанцами)
- Правильно, мы кубанцы. Кубань – часть нашей большой родины России. Богата наша кубанская земля – это целебные воды, богатые рыбой реки и моря, золотые пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, черешневые да яблочные сады.
Но главное богатство Кубани – это добрые и трудолюбивые люди, живущие на ее земле.
- Издавна народ на Кубани, отличался трудолюбием. Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки.
Чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай всю родницу на веселую сходницу».
- А хотите побывать в гостях у мастеров и узнать об их ремесле? Приглашаю вас.
1. слайд
Кубанская вышивка
Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства Кубани. Всеми нами любимая вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою историю.
Птицы - пожелания семейного счастья, любви.
Изображение петуха над крышей дома - это символ того, что хозяин живёт по солнцу, встаёт вместе с солнцем и ложится с заходом солнца. Петух прогоняет нечисть своим криком. Это тоже солнечный знак - оберег, который часто любили вышивать на полотенцах.
Голубь - символ мирной жизни, любви.
Одно из первых мест по бытовому значению занимали вышитые и тканные полотенце-рушники.
Большой семейный рушник для гостей вешался в прихожей.
Для детей вышивались маленькие белые полотенца с цветами, птицами.
2. слайд
Гончарное ремесло
Круг гончарный, глина, вода:
Будет посуда - будет еда!
Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
На круг насадив начинает вращенье,
И вот оно сказочное превращенье,
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Вот свистков забавных ряд,
Вот игрушки для ребят,
Макитры, глечики, кувшины-
Все это из обычной глины! Надежда Веденяпина
Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры». Для масла – «кубышки».
Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно.
3. слайд
Кукла - оберег
Традиционной игрушкой в быту на Кубани даже в самых бедных казачьих семьях с давних времен была тряпичная кукла. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
4. слайд
Петриковская роспись.
Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись — единственная живописная техника. Необыкновенно красочная и своеобразная, она не только служила предметом убранства. На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковёр над кроватью) и печь.
5. слайд
Лозоплетение – это один из видов народных ремесел Кубани. Плетение из лозы, ивы и камыша древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей.
6-9 слайды.
- Очень приятно узнать, что во многих семьях есть свои мастера – золотые руки. Которые умеют создавать красивые предметы. И в семьях наших ребят есть такие мастера.
- Мы рассмотрим слайды, а дети расскажут нам о своих семейных традициях.
(Рассказ детей по фотографиям а слайдах)
- Ребята, а вы попасть в мастерскую и научиться ремеслу?
- Ребята, а вы знаете, что такое ремесло?
- Ремесло – это изготовление каких-либо изделий своими руками.
-Молодцы, а перед работой нужно пальчики разогреть.
Пальчиковая гимнастика «Цветок» :
«Вырос красивый цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки».
- Выбирайте для себя, чем бы вы хотели заняться: вышивка, петриковская роспись, лозоплетение, лосутное шитье.
Детям предлагаются:
Дидактическая игра «Лоскутное одеяло», «Укрась стены дома»
Задачи: продолжать знакомить детей с декоративным творчеством Кубани; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Дидактическая игра «Вышей рушники»
Задачи: знакомить детей с кубанской вышивкой; учить выкладывать узор по образцу; развивать мышление, творческое воображение.
Дидактическая игра «Плетень»
Задачи: знакомить детей с плетением из ивы, учить создавать узор; развивать мелкую моторику.
Дети выбирают материал по своему желанию.
Дети приступают к работе, педагог наблюдает за работой, оказывает помощь.
Итог.
- Ребята, покажите результаты своего труда и расскажите, каким ремеслом вы сегодня занимались.
- Что вы нового узнали?
На Кубани люди добрые живут,
Ремесла знают, ценят труд.
Работают, не зная скуки.
А мастера уж! На все руки.