Татьяна Страхова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Обитатели водоемов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Обитатели водоемов»
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные :
- учить сочетать однородные сказуемые с существительными;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности „Обитатели водоемов“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- учить образованию притяжательных прилагательных (Чей хвост?
Чья чешуя? Уха какая)
Коррекционно-развивающие:
- систематизировать знания детей об обитателях водоемов : о внешнем виде, образе жизни, повадках;
- активизировать словарь по теме;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- развивать навыки словообразования, словоизменения;
- развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь;
- упражнять в усвоении прилагательных – антонимов и их согласовании с существительными в роде и числе;
- упражнять детей в подборе родственных слов;
- упражнять в образовании существительных родительного падежа.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
Оборудование: картинки с изображением обитателей водоемов; картинки к играм: «Кто где обитает?», «Рассмотри и расскажи», «Посчитай».
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Дети отгадывают загадки:
Жива в воде она, поймаешь,
Вытащишь ее –
Умрет она тогда.
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком эти загадки? (о рыбах).
2. Объявление темы
Логопед: Сегодня мы поговорим об обитателях водоемов.
3. Вводная беседа
Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские, в реке., в аквариуме.
Дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей».
Логопед: Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.
Логопед показывает картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (Кит и дельфин)
Чем отличаются морские животные от рыб? (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)
А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай.
Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т. д.
Как вы догадались, где какая рыба?
Логопед рассматривает с детьми картинки, знакомит их с названиями (щука, сельдь, меченосец, золотая рыбка, скалярия, окунь, рыба-молот, ерш, камбала, сом).
Дети показывают части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры, пасть).
Объяснить детям понятия: хищные и мирные рыбы. Хищные рыбы питаются мальками рыб, мелкими рыбками, лягушками (щука, сом, рыба-молот, камбала, сельдь, окунь). Мирные рыбы питаются личинками насекомых, водорослями (ерш). Аквариумные рыбки питаются специальным кормом.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть. Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула, Снова показать, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла, Сделать хватательные движения двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. Снова показать, как плывет рыбка.
4. Развитие лексико-грамматических категорий
Игра «Кто где обитает?»
Логопед предлагает детям назвать рыбу и сказать где она обитает (море, река, аквариум). Щука (река, сельдь (море, меченосец (аквариум, золотая рыбка (аквариум, скалярия (аквариум, окунь (река, рыба-молот (море, ерш (река, камбала (море, иногда заходит в реки, сом (река).
Игра «Что делает?»
Рыба (что делает) – плывет, ищет (корм, подплывает, уплывает, переплывает, пугается, прячется, маскируется.
Игра «Назови ласково»
Сельдь – селедочка, щука – щучка, окунь – окунек, ерш – ершик,
сом – сомик, рыба – рыбка, река – речка, хвост – хвостик, берег – бережок, песок – песочек, плавник – плавничок.
Игра «Рассмотри и расскажи»
Дети рассматривают на картинке аквариум и отвечают на вопросы.
Где гуппи? Гуппи подплывает к кормушке.
Где золотая рыбка? Золотая рыбка отплывает от кормушки.
Откуда выплывает меченосец? Меченосец выплывает из замка.
Где ползет улитка? Улитка ползет по водорослям.
Где скалярия? Скалярия за водорослями.
Откуда выплывает сомик? Сомик выплывает из-под водорослей.
Где в аквариуме песок? Песок на дне аквариума.
Игра «Посчитай»
Дети рассматривают и считают рыб (осетр, меченосец, сельдь, карп).
Игра «Скажи наоборот»
Глубоко – мелко, быстрое – медленное, крупная – мелкая,
день – ночь, утро – вечер.
Морская вода соленая, а колодезная (пресная).
Морская вода теплая, а колодезная (холодная).
Колодезная вода мягкая, а морская вода (жесткая).
Морская вода мутная, а колодезная (прозрачная).
Физкультминутка «Золотые рыбки»
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут. Руки на поясе, повороты туловища в стороны.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде, Прыжки на месте.
То сожмутся, разожмутся, Дети берутся за руки, подходят в центр круга, отходят.
То зароются в песке, Приседают.
То помашут плавниками, Встают, машут руками в низу.
То закружатся кругами. Кружатся на месте.
Игра «Есть – нет»
Корм – нет корма, рыба – нет рыбы, окунь – нет окуня, плавник – нет плавника, карась – нет карася, скалярия – нет скалярии, сомик – нет сомика, малек – нет малька, чешуя – нет чешуи, аквариум – нет аквариума, щука – нет щуки, вода – нет воды.
Игра «Измени по образцу»
Рыба – рыбный, озеро – озерный, аквариум – аквариумный, река – речной, море – морской.
Игра «Какое слово самое длинное?»
Ерш, сомик, карп, горбуша.
Море, водоем, пруд, речка.
Морская, аквариумная, речная, озерная.
Игра «Семейка слов к слову: рыба»
Как можно назвать маленькую рыбу? Рыбка.
Как еще? Рыбешка.
Как называют человека, который ловит рыбу? Рыболов, рыбак.
Что делает рыбак? Рыбачит.
Куда ходит рыбак? На рыбалку.
Какой суп варят из рыбы? Рыбный.
Как можно назвать большую рыбу? Рыбина.
Рыба, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка, рыбный, рыбина.
Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Хвост щуки (чей) – щучий. Чешуя щуки (чья) – щучья.
Туловище щуки (Чье) – щучье. Плавники щуки (чьи) – щучьи.
У ерша – хвост ершиный, ершиная, ершиное, ершиные.
У акулы – акулий, акулья, акулье, акульи.
Уха из рыбы (какая) рыбная.
5. Рассказ – сравнение
Чем отличаются и чем похожи сом и сомик?
«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.
У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».
6. Итог
О ком мы сегодня говорили?
Что нового мы узнали об обитателях водоемов?
7. Анализ, самоанализ деятельности детей.