Гузель Тазетдинова
Конспект образовательной деятельности с использованием мультимедийной презентации «Как люди жили на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представление детей о жизни русского народа.
Оборудование: Мультимедиа, русские народные костюмы.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Мы живем в России – великой стране, которой уже более тысячи лет.
- Наша страна огромная: есть здесь леса, моря, горы и леса.
Слайд – лес, море, горы
Населяют ее люди разных национальностей, а объединяют их всех язык, на котором они говорят - русский.
Слайд – слова о Руси.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с использованием мультимедийной презентации „Как люди жили на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Русь.
Русь могучая и бескрайняя,
Люди были тогда всесильными,
В избах деревянных жили,
Занимались искусством знатным.
Сами ткали, хлеба растили,
Хоть и в лаптях ходили.
- Ребята, а как вы думаете какая тема нашего занятия?
- Правильно, сегодня вы узнаете, как люди жили на Руси.
Слайд – сруб избы
Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянные – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен.
- Такие дома называли срубами или избами.
Слайд – изба украшена.
У каждой избы был свой особый вид.
Над окнами крепились козырьки – наличники они прикрывали окна от дождя и снега.
Позже появились, наличники со ставнями с улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты, значит,еще спят или нет дома.
- Крыльцо поддерживали столбы, на которые опиралась кровля
- На крыльцо вели ступеньки, а для удобства делали перила.
- Каждый хозяин старался выстроить избу «понарядней».
- Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.
- Теплыми летними вечерами собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить новости: «Жить в соседях, быть в беседах»
Потешки-шутки
1. Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.
2. Сынок, сходи за водицей на речку.
Живот болит.
Сынок, кашу есть.
Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.
3. Что везешь?
Сено.
Какое же это сено?
А коль видишь, что же спрашиваешь?
4. Фома, что из леса не идешь?
Медведя поймал.
Так веди его сюда!
Да он не идет.
Ну, так сам иди.
Да он меня не пускает.
Игра «Горелки»
Слайд – внутри избы
Рассказ воспитателя «Внутри избы»
Теперь войдем в дом. Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шиш-ку на лбу можно набить. Дверь в избу – низкая, а порог высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.
У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскребены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах - бревен, разрубленных пополам, с тщательно отесанной одной плоской сто-роной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образом образовывался подпол. В нем хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более теп-лой.
Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было при-способлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ все-гда славился своим гостеприимством:
Что есть в печи – все на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели : стол, лавки, скамьи (лавки со спинками, стольцы (табуретки, сундуки, – все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мас-терство передавались от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились все совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, – все украшалось резьбой, вышивкой, роспи-сью или кружевом, причем все принимало определенный, традиционный образ, ассоциировалось с окружаю-щей природой. Например, ручка солонки (заметим, что соль в деревянной солонке всегда оставалось сухой) часто выглядела как голова коня; на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и рас-крашивалось солнышко.
Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пяти-стенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразно-сти и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным. Наши предки вос-принимали свою избу, деревню или село, окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга. Самая непосредственная связь с кормилицей-землей, дарами рек, озер и лесов закладывала основные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, терпеливость, настойчивость. Суровый климат приучил быть выносливым, чутко следовать природным приметам, быть хитрым на выдумку в землепашестве, ското-водстве, ремеслах.
Широта просторов, удивительная по разнообразию природа породили размах и удаль русского харак-тера, отразились в непохожести народных промыслов. По натуре мирные земледельцы, русские люди, когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю русскую и отчий дом. Крепко чтилисб семья, верность, уважение старости, сострадание больным и убогим.
Слайд – печка.
В те далекие времена и хлеб пекли, и готовили в печке. Печка обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.
Рассказ воспитателя «Бес печи хата – не хата»
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойст-вами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почетом и уважени-ем. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Когда в печи жарко – тогда и варко.
Хорошая печь – гордость и печника, и хозяина дома. Вот как хвастается печкой удалой добрый моло-дец, сын боярский Дюк Степанович князю киевскому Владимиру:
Как у нас во городе, во Галиче,
У моей сударыни, у матушки,
А то печки были все муравленки,
А поды-то были все серебряны…
«Печки были все муравленки» – значит, покрыты глазурью.
Конечно, такая печка могла быть только у «сударыни-матушки». В крестьянской избе печь попроще. Основанием печи служит печное место, или опечек. Это – деревянный сруб из толстых бревен, разделенный пополам. В его верхней части хранится вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки и пр. В нижней части опечка зимой держали кур. Около выходного отверстия русской печи – устья – помещалась толстая доска – шесток, на которую ставили все то, что в печь идет и что из печи вытаскивают. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорают. Если кто-нибудь топил печь чем попало, то про того говорили: «Подле леса живет, а печку соломой топит».
Печь не только согревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалось специ-альная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабу-шек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.
Избы, в которых печку топили по-черному, назывались курными (без трубы). Наверно, представляет-ся черная от сажи и копоти изба, в которой, если топится печь, дышать нечем:
Любить тепло – дым терпеть.
На самом деле все было иначе. Потолок в этой избе придумали делать в виде трапеции. По всем сте-нам избы размещались полки – воронцы. Они-то и не давали дыму спуститься вниз, все, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними – чисто. Дым вытягивался в специальное отверстие – волоковое окошечка (с за-движкой) и уходил в дымник
Сказка «Заяц-хваста» (инсценирование)
Заяц-хваста
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
– Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
– А как ты хвастал?
– А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
– Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на за-бор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорить ему:
– Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
Слайд – освещение.
Освещение избы
Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стекла в Новгороде и Москве появились в XIV веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стекла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кова-ные светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники – небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
Беседа: раздаточный материал (карточки с нарисованными осветительными приборами разных исторических времен)
Вопросы: 1. Что общего в нарисованных на картинках предметах?
2. Скажите, какие из них появились раньше, а какие позже?
Подведение итога: Что нового узнали? Что было интересного? Что запомни-лось больше всего?