Марина Хуснутдинова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лесным жителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лесным жителям»
Цель: формировать глобальные компетенции детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов образовательной квест – технологии.
Задачи:
Образовательные :
- способствовать развитию представлений детей о природном сообществе – лес;
- познакомить детей с семенами ели.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Поможем лесным жителям“» размещена в разделах
Развивающие:
- закреплять знания о жителях лесного сообщества (животные, птицы, растения);
- закреплять правила поведения в лесу.
Воспитательные: воспитывать желание детей вносить посильный вклад в охрану природы.
Ход деятельности:
(Я приглашаю вас пройти в групповую комнату. Посмотрите сколько гостей к нам пришло. Поприветствуем друг друга.)
Мотивация
- Ребята! Нам пришло СМС - письмо.
- Интересно, от кого оно.
(Звучит запись письма)
Письмо – жалоба от жителей леса.
«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных, птиц и растений мы можем не увидеть никогда! В лесу, где мы живем, пищи становится мало, погибает все живое. Помогите нам навести порядок. Одна надежда на вас, ребята».
- Так от кого же это письмо? (Это от лесных жителей). О чем они нас просят? Что мы можем для них сделать? (Мы должны помочь лесным жителям)
- Ребята, почему погибает все живое, почему это происходит? (Потому что люди нарушают правила друзей природы).
- Конечно, ребята, лесным жителям нужно помочь. Но прежде чем помочь, куда мы с вами должны отправиться? (Мы должны отправиться в лес)
- А вы знаете, что такое лес? ….) Но, чтобы узнать про лес больше, присядем на стульчики.
(Просмотр презентации «Природное сообщество - лес»)
Ученые называют лес природным сообществом. Обитатели леса дружно живут рядом, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.
Лес дает приют многим животным, птицам, а также насекомым. В лесу живет много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи прячутся под кустами или корнями деревьев.
- Вспомните, какие звери живут в лесу? (В лесу живут лисы, волки, кабаны, барсуки, кроты, куницы, ежи и т. д).
- Верно ребята, в лесу живет и лось, и дикий кабан, и белка с бельчатами, и другие животные. (Показать презентёром на экране)
Птицы вьют среди зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь корм: жуков, гусениц, семена трав, ягоды.
- Ребята, подскажите, какие птицы живут в лесах? (В лесу живет дятел, сова, кукушка, поползень, зяблик, тетерев, глухарь, клёст и т. д.). ( Воспитатель может дополнить: А еще живут)
- Правильно ребята. В лесу обитает и дятел, и поползень, и глухарь, и многие другие птицы. (Показать презентёром на экране)
Красные жучки с черными точками на спинке – божьи коровки – друзья леса. Они поедают портящиеся листья. Крошки муравьи истребляют множество вредных насекомых.
Деревья выделяют кислород, чистый воздух, которым мы дышим. Поэтому лес называют «легкими планеты».
- Ребята, а вы знаете какие – ни будь правила поведения в лесу?
- Посмотрите сколько у меня запрещающих знаков. О чём они говорят? СЛАЙД
(На экране картинки с правилами поведения в лесу)
1. Не ловите бабочек и стрекоз
2. Нельзя разорять муравейники
3. Не шумите в лесу, нельзя громко кричать, чтобы не напугать лесных жителей
4. Не повреждайте кору деревьев
5. Нельзя брать яйца из гнёзд и разорять гнезда птиц
6. Не разводите костёр в лесу
7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные
8. Не оставляйте мусор в лесу
9. Не бей стекло в лесу
10. Не забирай из леса домой животных
11. Нельзя вырубать деревья и т. д.
- Так, почему же все эти правила обведены красным цветом и перечеркнуты?
- Молодцы, ребята! Мы вспомнили с вами правила поведения в лесу и теперь смело можем отправляться в лес на помощь лесным жителям.
- А я уже и знаки для вас приготовила. Мы возьмем их с собой, они нам пригодятся.
( Знаки находятся в большой корзине: «Рвать цветы запрещено», «Нельзя бросать мусор», «Нельзя разжигать костёр», «Не разоряйте гнёзда птиц», «Нельзя топтать грибы»; картинка «Пожар», «Шаблоны цветов»)
- Итак, все готовы? Все вместе пойдём и в лес попадём.
- Ребята, мы оказались на лесной полянке. Вот здесь я поставлю наши знаки (Воспитатель выставляет знаки посередине «леса». Воспитатель удивленно оглядывается.)
- Ребята, здесь было много красивых цветов. Но что здесь произошло? Куда делись цветы? (Цветы сорвали туристы, люди).
- Чтобы полянка снова стала красивой, и ею любовались лесные жители, что надо сделать? (Чтобы полянка стала снова красивой надо посадить цветы) – И цветы у меня для вас есть. (Достать из корзины) Возьмите цветок, найдите, где он рос, и посадите его.
(На полу трафареты, дети берут шаблоны, и находят, где рос цветок)
- Катя, какой цветок посадила ты?
- А ты, Вика, какой цветок посадила?
- Какой цветок посадила Саша? (Ромашка, одуванчик, мать и мачеха, колокольчик)
- Чтобы больше с цветами не произошла такая беда, какой знак мы можем поставить?
- Рома, выбери нужный знак и поставь его рядом с полянкой.
(«Рвать цветы запрещено»).
- Вы согласны с Ромой?
- Итак, зачем мы поставили этот знак? (Теперь люди, которые увидят этот знак, будут знать правило, что рвать цветы нельзя)
- А лесные жители останутся довольными.
- Ребята, пойдемте дальше.
(Подходят к костру)
-Ребята, а что вы здесь видите? (Это костёр)
- Как вы думаете, кто его оставил? (Его оставили люди, туристы, отдыхающие)
- Подскажите, к чему может привести, забытый костёр в лесу?
- Верно, ребята.
- А кто – ни будь из вас, видел пожар в лесу? Я вам сейчас его покажу.
(Воспитатель садится на пенёк, показ картинки «Лесной пожар»)
Лесной пожар – это страшное зрелище. Гибнут животные и растения, мертвеет почва, воздух наполняется отравляющим дымом! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня.
- Что мы можем посоветовать людям, чтобы этого не произошло?
- Так какой же тогда знак мы можем здесь поставить? («Нельзя разжигать костёр»)
- Василиса, выбери этот знак и поставь его.
- Вы ребята согласны?
- Полина, какой знак установила Василиса?
- Куда же приведет нас лесная тропинка. Идемте дальше.
(На полянке разбросан мусор)
- Ой, как грустно. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу? (Не должно быть пакетов, бумаги, бутылок, газет, банок)
- Что же делать, как помочь лесу и лесным жителям? (Надо убрать мусор).
- Ребята, если бы у нас была одна бумага, то чтобы мы могли с ней сделать? (Мы могли бы ее закопать в землю. Воспитатель может дополнить: Верно, она там перегниет.)
- Но, так как, у нас мусор разный, мы его рассортируем вот в такие мешки. Какой мусор мы уберем в синий мешок?
- Какой мусор будет находиться в желтом мешке?
(Воспитатель показывает подсказки – указатели. Синий мешок: бумага, газеты, картонные коробки, фантики. Желтый мешок: пакеты, банки, пластиковые тарелки, ложки, вилки).
- Готовы? Приступайте. Сортируем мусор.
- Молодцы, ребята, рассортировали мусор.
- Какой знак нам нужно поставить, чтобы окружающие помнили, как надо правильно поступать?
- Катя, выбери нужный знак и поставь его рядом с полянкой. («Нельзя бросать мусор»).
- Платон о чем этот знак подскажет людям?
- Богдан ты согласен с Платоном? Какой знак мы поставили?
- Этот мусор чуть позже заберем с собой и выбросим в мусорный контейнер. А потом он попадет на специальный завод, где отдельно переработают бумагу и отдельно изделия из пластика и металла.
- Лесные жители будут очень рады, что мы им помогли навести порядок.
Самостоятельная деятельность
(Перед детьми пеньки деревьев)
- Ребята, посмотрите, что произошло с деревьями? (Деревья вырубили)
- А кто мог вырубить деревья? (Деревья вырубили люди, лесорубы)
- Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим.
- А вы знаете, как появляется дерево? (Его посадили. Из саженцев. Из семян).
- Посмотрите, что у меня в руках? (Шишка). А зачем она, как вы думаете?
А я вам подскажу. В этой шишке находятся настоящие семена ели. Смотрите. (Воспитатель потрошит шишку). И из этих семян вырастет много елей, если их посадить.
- Возьмите шишку из корзинки, распотрошите шишку в тарелочку и посадите семена ели рядом с лесом.
(Дети наклеивают семена на лесополосу внизу, которой полоса коричневого картона с прозрачным скотчем)
- Молодцы, ребята! Вы посадили целую еловую аллею, которая станет домом для многих лесных жителей.
-Какой знак нужно поставить здесь, чтобы люди бережно относились к природе. («Нельзя вырубать деревья»)
- Артём, поставь знак, который подходит к этой ситуации.
- Никита, о чём говорит этот знак?
Рефлексия
(Звучит фонограмма «Звуки леса». На слайде: летят птицы)
- Ребята, послушайте, как в лесу стало радостно. Запели птицы.
- Что полезного, мы сегодня сделали? (Мы помогли лесным жителям)
- Как мы им помогли? (Мы поставили таблички с правилами)
- Почему эти таблички с правилами, мы должны оставить в лесу? Для кого? (Чтобы все люди знали как надо себя вести в лесу).