Елена Попова
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Юные знатоки школы Тётушки Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «Юные знатоки школы тётушки Совы».
Цель: обобщить и систематизировать знания у детей в процессе познавательно – речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные :
- закрепить понятия «между», «за», «перед», «который по счёту»;
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы „Юные знатоки школы Тётушки Совы“» размещена в разделах
- упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание и выкладывать их решение с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
- упражнять в «чтении» записей количественных отношений между числами в пределах 10 при помощи знаков: «-», «+»,«=»;
- уметь называть соседей числа, предыдущее и последующее числа;
- уметь отгадывать загадки;
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «гласные», «твердые и мягкие согласные», «предложение»;
- закреплять умение интонационно выделять звуки в словах;
- упражнять в звуковом анализе слов и умение составлять звуковую схему слова;
- закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
- формировать умение грамматически правильно строить предложения и составлять схемы к данным предложениям.
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, сообразительность, память, воображение.
- развивать связную речь у детей;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес и эмоциональную отзывчивость;
- развивать социальные навыки умения работать в паре;
- развивать усидчивость;
- развивать в детях положительную оценку, уверенность в себе;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к различным жанрам произведений;
- способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми;
-воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели;
- формировать у детей элементарные представления о добре и взаимопомощи;
- воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность.
Приоритетная образовательная область (области) : «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты:
- проявляет интерес в процессе образовательной деятельности, умеет вести диалог, высказывать свою точку зрения.
-различает такие понятия, как «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные», «предложение», называют в последовательности слова в предложении;
-умеет составлять по схемам предложения и делать звуковой анализ слова;
-инсценируют небольшие литературные произведения;
-различает жанры литературных произведений; может объяснить основные различия;
- считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
- составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=);
- выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;
- правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 20, отвечает на вопросы, «который по счету?»;
-называет последующие и предыдущие числа в пределах 20;
-выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- имеет представления о школе.
Целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики и т. п. ;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Материалы и оборудование (материально - технический ресурс) :
для воспитателя:
-мультимедийный проектор, магнитофон, костюм незнайки, записи
мелодий «В гостях у сказки», «Осенняя мелодия», магнитная доска.
Для детей:
- листы в крупную клетку с нарисованными 5 кружочками по количеству детей;
- простые карандаши по количеству детей, письмо, конверт с заданиями;
-карточки с буквами;
- цветы с цифрами по количеству детей;
-цветы красного, синего и зелёного цвета для определения «гласного»,
«согласного твёрдого» и «согласного мягкого» звуков;
- картинки для составления задач на сложение и вычитание, магнитные цифры и знаки;
- картина «Осень» для составления предложений, схемы предложений;
-картинка «Цветок» и магниты красного, синего, зелёного цвета для составления звуковой схемы;
- нарисованное дерево и сова;
-презентация к занятию;
- предметные картинки «школьные принадлежности» и корзина;
- медальки «Умница» и «Умник» по количеству детей.
Предварительная работа: разучивание по ролям басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», дидактические игры: «Найди звук в слове», «Узор из звуков», «Найди схему», отгадывание загадок, индивидуальная работа по составлению задач по картинкам, сюжетно-ролевая игра «Школа».
Методы и приемы:
-практические: выполнение действия с предметами по заданию
-наглядные: презентация, раздаточный материал: цветы с цифрами; цветы красного, синего и зелёного цвета для определения «гласного» «согласного твёрдого» и «согласного мягкого» звуков; картинки для составления задач; картина «Осень» для составления предложений; схемы предложений.
-игровые: сюрпризный момент, использование подвижных игровых упражнений, физкультминутка.
-словесные: беседа, вопросы к детям, загадывание загадок, напоминание, указание, художественное слово
-поощрение, анализ занятия
Содержание ОД
Организационный момент
Воспитатель: Ребята сегодня в наш детский сад пришли гости – ваши будущие учителя. Давайте с вами встанем, повернёмся к гостям и поздороваемся (поприветствуем). А теперь повернулись ко мне.
Ребята! У меня сегодня замечательное настроение, я очень рада видеть вас, ваши красивые глаза! Мне хочется своим настроением поделиться с вами. Для того, чтобы нам настроиться на работу, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения путём прикосновения к ладошке соседа и пожелав ему успехов на занятии. Тихонечко садимся.
Введение в ОД: мотивация детей.
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам письмо! А от кого неизвестно. Без обратного адреса. Как вы думаете от кого, оно может быть? Для того чтобы угадать от кого письмо нам нужно отгадать загадку. Послушайте пожалуйста:
Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)
Слайд №1
Правильно, от Мудрой Совы. А вам интересно узнать,что в нем. Давайте вскроем этот конверт и узнаем что же в нём, наверное мы получили от неё письмо не просто так. Прочтём письмо.
«Дорогие ребята!
Я давно за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие дружные, находчивые ребята. Скоро следующей осенью вы пойдёте в школу, и я решила пригласить вас в свою школу, но сначала вы должны пройти испытание. Я для вас приготовила интересные, но сложные задания. А за каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и в конце игры сможете прочитать получившееся слово. Задания для вас находятся в красном конверте. Желаю успехов! Мудрая Сова.»
Совместная постановка детской цели.
Воспитатель:
- Как вы думаете, какие испытания для нас приготовила тётушка Сова? (решить задачу, посчитать что то, прочитать слово)
- Ребята, мы справимся (Да)
Актуализация знаний детей.
Воспитатель: Но для того, чтобы нам не заблудиться в пути, давайте с вами вспомним:
В какой стране мы с вами живём?
Как называется наша планета?
Какой город является столицей нашей Родины?
В каком селе мы живём?
В какой детский сад вы ходите?
На какой улице находится ваш дом?
-Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь.
-Сейчас мы достанем из красного конверта первое задание. Посмотрим,что же она нам здесь приготовила.
-А вот и первое задание от Мудрой совы.
Задание № 1. Ребята, а вы хотите пойти в школу? А почему вы хотите пойти в школу (ответы детей).
Воспитатель: Школа - это большая страна знаний. В школе вы узнаете много нового и интересного.
Подумаем и ответим, что берут с собой дети, когда идут в школу? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята скажите, как мы можем назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности)
-А теперь давайте с вами посмотрим на доску и посчитаем сколько здесь всего предметов()
Воспитатель: Мудрая сова просит вас положить в корзину предмет, который находится по счёту пятым, предмет который находится между, за, перед
-Молодцы, ребята! За это получаете первую букву! Буква «М»
Теперь достаём из конверта следующее задание.
Задание № 2.
Ребята, у каждого из вас на столах лежат красивые цветочки. Возьмите их в руки и покажите мне. В середине и на лепестках каждого цветка расположены цифры. Вы должны найти соседей той цифре, которая находится в середине цветка и прищипнуть их прищепками. Будьте внимательны, подумайте. А кто уже справился с заданием можете проверить друг у друга.
Называю имя ребёнка и прошу назвать соседей цифре, которая расположена в середине цветка.
- Какие вы сообразительные, молодцы ребята! За это выполненное задание вы получаете букву «О».
- Вы не устали? Тогда приступаем к следующему заданию.
Задание № 3.
Что же здесь находится. Читаю задание. Тётушка сова приглашает вас на островок задач. Вы должны по картинкам составить задачи на сложение и вычитание. Но вначале мы с вами вспомнить из чего из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса и ответа) Смотрим на первую картинку. Составляем задачу.
На озере плавало 2 лебедя, к ним приплыли 3 утки. Сколько всего стало птиц? Назовём условие задачи. Назовём вопрос задачи.
Кто сможет на доске выложить цифрами решение задачи.
Давайте прочтём эту запись. 2+3=5 Молодцы!
Смотрим на следующую картинку. Составляем задачу.
На полянке гуляло 8 утят, 2 утёнка ушли. Сколько осталось утят на поляне?
Назовём условие задачи. Назовём вопрос задачи. Кто сможет на доске выложить цифрами решение задачи. Давайте прочтём эту запись. 8-2=6
-Молодцы ребята! За это выполненное задание вы получаете букву «Л»
- А теперь давайте с вами отдохнём.
Физкультминутка
В школу осенью пойду. Шагаем на месте.
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, Наклоны вправо, влево,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду, Прыжки на месте.
Но свой садик не забуду.
Приступаем к следующему заданию.
Задание № 4. Тётушка сова приглашает вас в цветочный город. Вы должны угадать персонажа, который живёт в этом городе и помочь ему. Слушайте загадку.
В городке цветочном этом
целый год сияет лето.
И народ весёлый тут --
коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик -- всех не перечесть.
Самый главный, угадай-ка.
Ну конечно же (Незнайка)
Слайд № 2
Стук в дверь. Приходит Незнайка.
- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я живу в цветочном городе и поэтому к вам я пришёл с целой корзиной цветов. Но цветы у меня не простые, а волшебные. Мне нужно выбрать из целой корзины только один цветок, который соответствует первому звуку в моём имени. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель:- Поможем Незнайке? (Да). Но вначале давайте с вами вспомним:
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим).
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко и во рту ничего не мешает.)
- В каком домике живут гласные звуки? (В красном домике).
- Как произносятся согласные звуки (Согласные звуки произносятся отрывисто, когда мы их произносим во рту работает язычок.)
- Какие бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердые и мягкие.)
- В каком домике живут согласные твёрдые? (В синем домике)
- В каком домике живут согласные мягкие? (В зелёном домике)
-Ну а теперь давайте поможем Незнайке.
- Ребята, кто сможет выбрать цветок для Незнайки? (Вызываю ребёнка)
- Почему ты выбрал зелёный цветок? (Потому что в слове Незнайка первый звук «нь» согласный, мягкий.)
Незнайка:-Спасибо вам большое, что вы помогли мне выбрать цветок.
Воспитатель: Незнайка,наши ребята могут не только определять звуки в словах, но и составлять звуковые схемы.
- Ребята, а кто из вас сможет выложить звуковую схему слова «цветок»
Незнайка: Молодцы ребята!
А теперь я хочу подарить вам по цветку, но вы должны выбрать цветок сами, вы должны взять тот цветок который соответствует первому звуку в вашем имени. Подходите ко мне девочки, подходите ко мне мальчики.
Воспитатель: Ой, ребята как красиво у нас стало в зале. Я приглашаю
вас вместе с Незнайкой на цветочную поляну. Встали все в круг, дайте я на вас посмотрю, какие вы у меня красивые цветочки. ( Опрос нескольких детей: почему выбрали именно этот цветок).
Физкультминутка
-А теперь давайте покажем как растут наши цветочки. Сели все на корточки и слушаем музыку.
Незнайка: Ребята большое вам спасибо, что вы помогли мне справиться с заданием. Мне очень понравилось у вас. Но мне надо спешить в свой цветочный город. Ну а за то что вы мне помогли я вам дарю ещё одну букву «О» .
До свидание. До новых встреч.
Воспитатель: А теперь давайте пройдём тихонечко на свои места. Приступаем к следующему заданию.
Задание № 5.
Воспитатель: Тётушка сова приглашает вас в волшебный город Фразоград. Жители этого города очень хорошо и красиво говорят. Это город красивой речи. Давайте с вами вспомним, из чего состоит наша речь?
-Из чего состоит предложение?
-Из чего состоят слова?
-Из чего состоят слоги?
-Ребята,посмотрите пожалуйста на доску и скажите, что здесь изображено? (Схема предложения)
-Скажите, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
-А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
-Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
-Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?
-А теперь посмотрите на картину, составьте предложение и схему к данному предложению.
-Молодцы ребята! За это выполненное задание вы получаете букву «Д»
А вот и следующее задание.
Задание № 6. Тётушка сова приглашает вас на островок «Изобретатели».
Воспитатель: - Как можно использовать простой карандаш.
Дети:(ответы)
Воспитатель: Конечно, прежде всего, он предназначен для рисования. Попробуйте изобрести новое применение для карандаша. Вы должны не говоря ни слова с помощью него изобразить что ни будь жестами, мимикой, движениями, постарайтесь передать к нему своё отношение. А мы будем отгадывать вслух.
Воспитатель: Давайте я начну первая.
Дети: Скрипка
Дети изображают жестами применение карандаша (указка; палочки от барабана; гитара; палочка, помешивающая что-то в баночке; палка милицейская (жезл); палочка который машет дирижер, лопата, грабли).
Воспитатель: Теперь пришла пора нам быть
Изобретателями! Да – да!
У вас на столах листочек с кружками.
В ответ от вас я жду рисунки,
Преврати круги в интересные предметы…
Дети:(рисуют) солнышко, лицо, тарелка, колесо, глобус, ёлочная игрушка – шарик, аквариум, мяч, бублик, часы.
Воспитатель: Давайте проверим, у кого кружки превратились в подобные предметы, будете поднимать руку. (Слайд 3….). Великолепно!
За это выполненное задание вы получаете букву «Ц»
А вот и следующее задание.
Задание № 7. Тётушка сова приглашает вас в сказочную страну.
Ребята, послушайте пожалуйста, эту мелодию. Что она вам напоминает? (сказку).
-А вы любите сказки? Что вам нравиться в сказках? (Там есть чудеса, добро побеждает зло.)
-Назовите мне,пожалуйста сказочных героев? (Ответы детей)
-А какие ещё жанры произведений вы знаете? (Стихи, рассказы, басни).
- Чем отличается сказка от рассказа? (Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле, а в сказке происходят чудеса: звери говорят на человеческом языке; скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др)
- Ребята, ответьте мне пожалуйста, на какие жанры произведения похожа басня (на стихотворение и сказку)
- А чем отличается басня от других жанров произведения? (В басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок. Басни учат быть честными, справедливыми).
- Недавно мы с вами читали басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».
- Чему она нас научила? (Басни учат быть честными, справедливыми).
-Наши ребята приготовили для тётушки совы и наших гостей инсценирование басни «Стрекоза и муравей»
-Молодцы ребята! Давайте поаплодируем нашим артистам. За это выполненное задание вы получаете последнюю букву «Ы».
- А теперь давайте попробуем составить из этих букв слово, что же получилось?
Дети: - Слово – МОЛОДЦЫ!
(Слайд)
Подведение итогов.
-Ребята, как вы считаете, вот мы справились с испытаниями и выполнили все задания Мудрой Совы? Я не думала, что мы так легко справимся с заданиями.
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вам показалось наиболее интересным в нашем путешествии?
- Какое задание вам было трудно выполнять?
- Молодцы ребята! Я очень рада за вас.
Двери школы для вас открыты, Мудрая сова вас благодарит за ваши знания и умения и дарит вам медальки.
Методическая литература
1. Азбука для дошкольников : играем со звуками и словами : рабочая тетрадь №1 для детей старшего дошкольного возраста/ Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова- М. : Вентана-Граф, 2017
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе». М:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
3. Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей / О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева и др. –М. ; Мозаика – Синтез,2008.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 3-е, доп. и перераб.). –М. ; ТЦ сфера, 2013.
5. Конспекты комплексно – тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход –М. ; Издательство
«Скрипторий 2003», 2016
6. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» – Волгоград: Учитель, 2012
7.«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал» О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель,2009
8. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / авт. – сост. Л. Е. Кыласова, - 2-е изд. -Волгоград : Учитель,2012.
9. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». Изд-во: ТЦ Сфера, 2011
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — режим доступа : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html