Осканян Сусанна
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «У камина. Зимний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «музыка», «художественное творчество», «коммуникация», «социализация».
Цель: на примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, художественные и поэтические образы.
Задачи:
Образовательные :
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Закрепить знания детей о различных средствах музыкальной выразительности и живописи.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Камины своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.
Развивающие:
Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности. Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к живописи, поэзии, классической музыке, танцу, искусству слова.
Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Предшествующая работа.
- Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц о зиме.
- Разучивание песен и танцев.
- Слушание музыки, и проведение бесед о времени года зима;
- Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы.
Планируемый результат.
Систематизация знаний детей о времени года зима, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу.
Содержание организованной деятельности детей :
Зал украшен репродукциями картин русских художников про зиму.
Воспитатель: Ребята, мы с вами снова собрались в уютном зале, чтобы послушать удивительную музыку о зиме, вспомнить стихотворения, пословицы, поговорки о самом волшебном времени года, познакомимся с картинами знаменитых художников.
Тихо-тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Льется музыка рекой,
А стихи бегут строкой.
В давние времена, в старину, долгими зимними вечерами, собиралась вся семья вместе при свете зажженных свечей, кто-то пел, кто-то рисовал, вышивал, а малыши внимательно слушали и учились уму разуму.
А в это зимнее вечернее время,
В избушке, распевая,
Дева прядет.
И зимних друг ночей
Трещит лучинка перед ней. Так вспоминал о зиме А. С. Пушкин.
И я вас приглашаю к огоньку нашего камина, насладиться красотой этих произведений (воспитатель зажигает свечи на камине и начинает свой рассказ).
Во времена великого композитора П. И. Чайковского ездили на лошадях. Путешествия были долгими и располагали к раздумьям и мечтам.
Прослушайте, пожалуйста, произведение Чайковского «Зимние грезы». Грезы – это мечты, раздумья.
(звучит отрывок из «Зимних грез» П. И. Чайковского).
Воспитатель:
- Неправда ли, сказочная мелодия?
- Что вы представили себе, когда звучала эта музыка? (ответы детей)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали в этом произведении?
- Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского «Зима»?
Звучит стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
- Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (стало немного грустно, печально).
- Композитор и художник одинаково грустят. Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
А великий русский поэт Иван Бунин написал следующее стихотворение, которое подходит к картине Шишкина «Зима в лесу» :
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березы и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет,
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Воспитатель: Прослушайте, пожалуйста, другое произведение П. И. Чайковского «На тройке». Представьте, что вы едете на тройке. Послушайте в музыке радость от быстрой езды на тройке, веселый перезвон колокольчиков. Все дальше и дальше слышится колокольный звон – это ямщик уезжает на тройке лошадей вдаль.
- Красоту зимней природы показывали не только композиторы в своих произведениях, но и художники, очарованные яркостью и красотой зимнего дня.
-Б. М. Кустодиев «Масленица» (на ней изображена веселая ярмарка, тройка лошадей);
Дети читают стихотворение о зиме «Зимняя дорога»
Мороз и солнце,
День чудесный!
Именно так сказал великий Александр Сергеевич Пушкин о красоте зимнего пейзажа, изображенного на картине В. Янова «Зима».
Какое настроение навевает вам эта картина, ребята? Какие краски использует художник, чтобы передать красоту русской зимы?
Краски музыки, краски полотна и чернильные строки удивительно дополняют друга.
Я хочу вам показать еще одну картину художника С. Ю. Жуковского «Зима». Понравилась она вам, ребята?
На этих картинах художник изобразили совсем другую зиму. Рано утром выглянули в окно и ахнули! Что за сказочная картина открылась перед ними! Какое настроение они передают? Так и хочется взять санки в руки и побежать на пригорок, кататься и лепить снеговика!
Воспитатель: А вы знаете, ребята, сколько разных увлечений было у простых людей зимой? Холодными зимними вечерами собирались женщины в кружок возле теплой печки и под огоньком свечки рассказывали сказки, шили, вышивали, нянчили детей, пели им песни. Посмотрите, ребята, какие произведения искусства созданы руками простых женщин. Я предлагаю вам послушать колыбельную, которую пели в старину в армянских семьях.
Дети исполняют армянскую колыбельную песню.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю прослушать ещё одно произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Музыку воздушного, легкого танца снежинок и светлую, трепетно взволнованную мелодию хора.
Дети слушают произведение Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Воспитатель: А теперь, давайте девочки превратятся в легкие воздушные снежинки, а мальчики – в могучих и сильных дубов и все вместе мы изобразим снежную метель.
Дети импровизируют под музыку Чайковского.
Муз. руководитель: Вот и закончилась наша зимняя встреча. До новых встреч у нашего камина.