Оксана Шарова
Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по звуковой стороне речи
в старшей
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ
СТРАНУ»
(ЗВУК «К»)
Учитель – логопед
ДОУ № 23 «Улыбка»
Шарова О. В.
г. Дубна
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Упражнять в четкости произношения звука «К».
2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
3. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
4. Развивать фонематические представления.
5. Согласовывать существительные с числительными «один – одна».
6. Определять позиции звука «К» в словах.
7. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
8. Упражнять в образовании форм Р. падежа мн. числа имен существительных.
9. Продолжать работу с деформированными предложениями.
10. Продолжать учить детей схематично записывать предложение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта – схема Волшебной страны;
Звуковая карусель;
Картинки с изображением цветов.
Волшебный кубик;
Магнитофон (муз. сопровождение Григ. «Утро»);
Куклы (мальчик и девочка);
Предметные картинки;
Дид. пособие «Цветочки» (для определения звука в словах)
Схемы для составления предложений.
Дети стоят полукругом.
1. Орг. момент.
-Ребята, у нас сегодня праздник! Посмотрите, к нам пришли гости!
2. Сообщение темы занятия.
-Но это не все сюрпризы на сегодня. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в Волшебную страну. А поможет нам в нашем путешествии звук «К».
3. Характеристика звука «К».
-Давайте с вами вспомним, какой это звук? (быстрый, короткий, отрывистый, глухой, твердый (мягкий) – СОГЛАСНЫЙ).
Дети садятся на свои места.
-А чтобы попасть в Волшебную страну нам нужно произнести волшебное заклинание. Закройте глазки и произнесите его.
Дети: КА-КО-КУ-КНА-КНО-КНУ!
(вывешивается карта Волшебной страны)
Логопед : Наши глазки все открылись, мы в Волшебной стране очутились!
(дети открывают глаза).
4. Знакомство с Волшебной страной.
-Вот мы с вами и очутились в Волшебной стране. (рассматривание карты)
-Нам нужно поприветствовать эту необычную страну.
(ребенок читает стихотворение) :
«Пусть чудо свершится у нас на пути!
О, мудрая страна, ребят к себе пусти!
Раскрой нам тайны и секреты
И дай всем мудрые советы!»
-В Волшебной стране очень много разных городов. В каждом городе нас ждут испытания, если мы с ними не справимся, мы не сможем передвигаться дальше по стране. И тогда мы не увидим и не узнаем много интересного.
-Так что, ребята, давайте постараемся и выполним все задания.
5. Разгадывание загадок. (в отгадках начальный звук «К»)
-Начнем наше путешествие! И первый город на нашем пути г. Знай! В этом городе живут очень умные и любознательные люди. Чтобы стать гражданином города надо проявить смекалку, уметь отгадывать загадки.
1. «Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.» (капуста)
2. «Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой смогу построить я
Башню, дом и самолет и большущий пароход.» (карандаш)
3.«Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается.» (кошка)
4. «Прыгает пружинка - зеленая спинка-
С травы на былинку, с ветки на тропинку.» (кузнечик)
5. «Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко, ребятишек угощу.» (курица)
6. «По ночам во мне Ванятка до того задремлет сладко,
Что не хочется вставать. Что за штука я… (кровать)
7. «Рыжий молокозавод день жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко переделать в молоко.» (корова)
-Вы замечательно справились с заданием и мы можем идти дальше.
6. Игра: «Собери слово»
-Скажите, из чего состоят слова? (из звуков)
-Правильно. Следующий город «Рассыпанных звуков». В этом городе звуки живут сами по себе. Но нам нужно постараться и собрать слова из этих звуков. Приготовьте «чашечки» (ручки – чашечки)и будьте внимательны.
(логопед произносит звуки, а дети из этих звуков собирают целые слова)
7. Развитие фонематических представлений. (определение позиции звука в словах)
-Вот на нашем пути город «Веселых друзей» В этом городе живут очень веселые люди и в этом городе всегда лето. Но посмотрите, ребята, они грустные. Что же случилось!
-Я, кажется догадалась. Дело в том, что они узнали, что все люди на Земле имеют имена, а у них имен нет. Нам нужно придумать им всем имена, но только те в которых есть звук «К». ( дети: Коля, Костя, Катя, Вика, Ксюша, Оксана)
(картинка с «грустными детьми» меняется на картинку с «веселыми детьми»).
-Вот они и заулыбались и опять стали веселыми. И хотят с нами поиграть.
-Больше всего на свете они любят цветы. Они даже свои цветочки катают на каруселях. И для нас они приготовили загадку. Нам нужно отгадать любимый цветок Веселых друзей.
-В каждой кабинке – цветок. Я буду говорить название цветка, а вы назовете первый звук в этих словах. Звуки я буду обозначать буквами. И тогда мы отгадаем загадку. (в кабинках цветы Флокс, Ирис, Астра, Ландыш, Колокольчик, Анютины глазки) Ключевое слово: ФИАЛКА.
-Послушайте название цветка: Ф И А Л К А
-Где спрятался звук «К» в этом слове? (в середине слова)
-А сколько слогов в слове «фиалка», отхлопайте слоги. (три)
-Молодцы! Справились с заданием. А сейчас мы покажем Веселым друзьям как мы умеем находить звук «К» в других словах. У вас на столах лежат карточки – схемы, я буду произносить разные слова, а вы поднимите ту карточку, где услышите звук «К», если звук спрятался в начале слова, вы поднимите карточку, где цветочек стоит перед елочками, если в середине – то цветочек между елочками, а если звук в конце – то цветочек после елочек. Будьте внимательны.
8. Физминутка.
-Попрощаемся с Веселыми друзьями и продолжим наше путешествие.
-Пришли на «лужайку веселых разминок». На этой лужайке всегда отдыхают наши знакомые Веселые друзья, потому что здесь всегда лето. Пойдемте и мы немного отдохнем! (муз. сопровождение Григ «Утро»)
-Посмотрите сколько здесь цветов, какие они красивые. Солнышко греет. А вот и ручеек. Поплещемся в водичке, сполоснем ручки, стряхните водичку с рук.
-А теперь представьте, что мы пчелки. Прилетели на цветочек. Ах, какой красивый, ароматный! Полетели на другой цветочек, понюхали, полетели на третий цветочек.
-Молодцы, пчелки! А из пчелок мы теперь превращаемся в детей! Ребята, солнышко как нас обогрело, давайте мы похвалим солнышко и скажем КАКОЕ? оно. (ласковое, лучистое, яркое, круглое)
-Отдохнули и пора нам в путь! Нас ждет еще много интересного!
(дети садятся на свои места)
9. Согласование имен существительных с числительными (один-одна)
-И следующий город на нашем пути город «Растеряш». В этом городе живут люди которые всегда все теряют. И нас встречают Коля и Ксюша. (выставляются куклы)
-Коля и Ксюша очень часто теряют свои вещи. Посмотрите, они перепутали все картинки и никак не могут их поделить. (на столе разложены картинки)
-И нам нужно им помочь, чтобы продолжить наше путешествие.
-Будьте внимательны! Коле мы должны отдать картинку с изображением того предмета, про который можно сказать «ОДИН», а Ксюше – «ОДНА»
(логопед показывает картинки)
-И так, это – поросенок – как мы про него скажем?
(«один поросенок») Для кого эта картинка? (для Коли)
Картинка кладется возле Коли.
Аналогичная работа со всеми картинками.
-Скажем до свидание Коле и Ксюше и пойдем дальше.
-А сейчас у нас на пути 3 города: г. Мастеров, г. Хвастунишек и г. Фантазеров., а дороги расходятся. Что же нам делать? Куда пойти?
-Я знаю что нам поможет – «волшебный кубик». Мы ведь путешествуем по Волшебной стране. Сейчас мы его подкинем и он укажет дорогу.
(логопед подбрасывает кубик – надпись г. Хвастунишек)
10. Образование формы Р. Падежа мн. числа имен существительных.
-Вот и город Хвастунишек. Вы догадались кто живет в этом городе?
-Да, люди, которые очень любят хвастаться. Я буду «Скромником» и буду говорить, что у меня один предмет, а вы будете «Хвастунишки» и будете говорить, что у вас этого предмета много.
(У меня одна кошка – А у меня много кошек;
У меня один ключ – А у меня много ключей. и т. д.)
11. Работа с деформированными предложениями. Схематичное составление предложений.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Идем дальше. Кубик нам укажет следующий город. (подбрасываем кубик – г. Фантазеров)
-Вот мы и в городе Фантазеров. И жители этого города придумали для нас задание.
-Они захотели нас запутать. Послушайте, как они говорят: «сидит, кошка, на, окошко». Что они хотели сказать? Ничего не понятно! Потому что у них слова не «дружат». А мы с вами должны «подружить» слова и я думаю у нас получатся красивые предложения. А что такое предложение? (это когда слова «дружат между собой и рассказывают нам о ком-то что-то.)
Сидит, на, кошка, окошко.
Играет, клубок, котенок, с.
Бабушка, в, сидит, кресло.
Клумба, на, цветок, растет.
Упало, с, яблоко, веточка.
Курица, за, гуляет, калитка.
Читает, Коля, книга.
Куст, зайка, под, спрятался.
-А сейчас мы с вами составим схему этого предложения. Приготовьте схемы.
(дети выкладывают схемы предложения)
Аналогичная работа с другими предложениями.
12. Знакомство с буквой.
-На нашем пути еще один город, последний г. Мастеров. В этом городе живут люди, которые «Мастера – на все руки». Они даже делают домики для звуков.
-Вы все знаете, что у каждого звука есть свой домик. Как называется домик для нашего звука «К»? (БУКВА «К»)
-Правильно! Наша буква живет в этом домике. (открываем занавеску – написанная буква «К»)
-Посмотрите, какая она красивая! Давайте мы ее попробуем смастерить. У вас на столах лежит разобранная буква «К», отремонтируйте ее.
-Молодцы! На этом наше путешествие подошло к концу. Нам нужно возвращаться в группу. А чтобы попасть в нашу группу нужно закрыть глазки и произнести заклинание. Помните его?
«КА-КО-КУ- КНА-КНО-КНУ»
Логопед : «Наши глазки все открылись и мы в группе очутились!»
13. Итог занятия.
-Понравилось вам наше путешествие? Какой звук нам помогал в путешествии?