Дорогавцева Анна
Конспект ОД по умственному развитию для детей старшей группы «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по умственному развитию для детей старшей группы.
Тема: «Путешествие в лес»
Цель: формирование умственных качеств у детей дошкольного возраста через познание природы родного края.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение детей различать, классифицировать и называть деревья.
Публикация «Конспект ОД по умственному развитию для детей старшей группы „Путешествие в лес“» размещена в разделах
2. Уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека.
3. Активизировать словарный запас детей : березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.
Развивающие :
1. Развивать память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.
Методы и приемы: беседа, показ, объяснение, вопросы, пояснение, поощрение.
Предварительная работа: рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной, разучивание стихов о природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе.
Ход:
Организационный момент
В: Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Каждый по цепочке скажет какое настроение у него сегодня, например «мое настроение похоже на…солнышко, цветочек и т. п.».
В: Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?
В: А что больше всего вам понравилось в лесу (ответы детей)
В: А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
Д: Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.
В: А вы знаете пословицы о лесе?
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»
Основная часть
В: Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку. Давайте его (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес! Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)
В: Ну что, ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?
Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
Правильно, правила поведения в лесу.
1. Нельзя ломать ветки деревьев,
2. нельзя на дереве царапать слова.
3. Нельзя разжигать костер.
4. Нельзя обдирать кору с дерева.
5. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.
6. Засыпать снегом молодые березки и елочки, чтобы они хорошо зимовали.
В: Ребята, а на чем сегодня мы с вами можем отправиться в путешествие.
Д: На поезде, самолёте, вертолете, пешком.
В: Ребята, у нас на улице много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!
(Дети, под музыку «на лыжах» идут в лес)
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа сосны стройные стоят,
Слева елочки на нас глядят,
На деревьях нет листочков
И трава под снегом спит.
В: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)
-Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.
Дыхательное упражнение: дети вдыхают носом воздух, на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)
В: А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.
В: Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:
1.«Русская красавица.
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане».
Д: Береза
2. «Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок… осины».
Вроде сосен, вроде ёлок,
Но зимою без иголок.
Д: Лиственница
3. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
4. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
5. А в иголках круглый год. (Ёлка)
6. Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский –. (кедр).
В: Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)
- Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?
Д: У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.
В: Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)
Д: Такой лес называют березовой рощей.
В: Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)
Д: Осинник.
В: Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)
Д: Деревья, имеющие листву называется лиственными.
Физминутка:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
В: Идем дальше. И на пути нашем –хвойный лес.
В: Почему он так называется?
Какие деревья растут в хвойном лесу?
Д: Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.
В: Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется? (Слайд №8)
Д: Ельник
В: Лес, где растут одни сосны, как называется? (слайд 9)
Д: Сосновый бор.
В: Лес, где растут одни кедры, как называется (слайд 10)
Д: Кедровый лес.
В: Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок". А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?
Д: Смешанный лес. (Слайд №11)
В: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес». На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры задаются вопросы почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
Дидактическая игра «Для чего нужно дерево?»
В: В этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)
В: Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
Заключительная часть
В: А теперь нам пора в детский сад.
(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)
В: Ребята, давайте нарисуем деревья и отправим Лесовичку наши рисунки в знак благодарности за увлекательное путешествие по лесу.
В: Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?
Вам понравилось путешествие? Кому было сложно, а кому легко?