Ольга Андреева
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказочный городок» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о творчестве Н. Н. Носова, познакомить с новым произведением.
Образовательные задачи :
Обучающие:
- Закрепить знания детей художественных произведений Н. Н. Носова;
- Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схемы.
- Учить видеть и понимать внутренний мир людей, сопереживать им на примерах литературных героев;
Развивающие :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Путешествие в сказочный городок“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Развивать связную речь, умение высказываться, отвечать на вопросы;
- Развивать у детей чувство юмора, умение аргументировать, анализировать, обобщать;
- Способствовать активизации общения каждого ребенка;
Воспитательные:
- Развивать интерес к художественной литературе;
- Воспитывать ценностное отношение к произведениям художественной литературы.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Автомобиль», «Огурцы», «Карасик», «На горке», «Живая шляпа», «Саша». Чтение сказок «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключение Незнайки и его друзей». Разучивание стихотворений - загадок, рассматривание иллюстраций
1. Организационный момент
Воспитатель: давайте поздороваемся с нашими гостями и начнём с улыбки. Повернитесь лицом к своему соседу, подайте друг другу руки, поиграем в игру: «Привет, сосед!».
(Дети поворачиваются друг к другу, произносят слова)
Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Основная часть
Воспитатель: - Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
- В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. Город стоял на берегу ручья. Этот ручей называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
- Ребята! Посмотрите! В книге только чистые страницы. Куда – то пропали все буквы, слова и картинки.
(Внутри книги находят надпись «По – мо – ги - те!»
- как вы думаете, кто оставил эту надпись? - Что он написал?
- Здесь ещё что – то есть (карта Сказочного города) (Карта разворачивается и вывешивается на доску)
- Здесь показан маршрут, по которому мы должны идти, чтобы выполнить просьбу Незнайки. Отправляемся в путешествие.
- На чем мы сегодня отправимся в путешествие?
- А может на воздушном шаре? Занимайте свои места. Полетели!
(Звучит музыка)
Воспитатель: Вот и приземлился наш воздушный шар. Как вы думаете в каком сказочном городе мы с вами оказались?
Дети: Это Цветочный город.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Она показывает, что нам надо пройти на улицу Колокольчиков.
Дидактическая игра «Отгадай героя»
(Дети отгадывают загадки. На магнитную доску вывешиваются картинки с изображением героев)
Это умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
И девчат не обижает.
(Знайка).
Это друг Незнайки верный
Очень скромный он наверно
Он отличный музыкант
У него большой талант.
(Гусля).
«В шляпе с круглыми полями,
и в штанишках до колен.
Занят важными делами,
лишь учится ему лень.
Кто он? Быстро отгадай – ка, как зовут его?
(Незнайка)
Этот очень, очень важный
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается
Всех лечить старается.
(Доктор Пилюлькин).
Эти двое малышей
Механики отличные
Все могут сделать и быстрей
И лучше заграничного.
(Винтик и Шпунтик).
Этот – мастер рисовать
Красками и кистью
Может он нарисовать
И портрет и листья.
(Тюбик).
Очень смелый коротышка.
Он с ружьем наперевес,
Бульку взяв к себе под мышку,
На охоту топал в лес.
(Пулька)
Этот мальчик – сладкоежка,
Любит сладенький сироп.
Не мешала бы пробежка,
Фрукты, овощи, укроп.
(Сиропчик)
Воспитатель: Вот и нашлись все герои нашей книжки. Отправляемся дальше.
Аллея Ромашек
Дидактическая игра «Чей предмет?»
(Дети становятся вокруг стола. На индивидуальных листах соединяют стрелочкой героя и его предмет)
Книга – Знайка.
Бинт – Пилюлькин
Гаечный ключ и гайка – Винтик и Шпунтик
Печенье – Сиропчик
Ружьё – Пулька
Краски – Тюбик
Дудочка – Гусля
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше.
Бульвар Васильков
Воспитатель: Почти все страницы нашей книги заполнились. Осталось найти автора этой книги. Кто ее написал. Вы знаете? Найдите его портрет.
Воспитатель: Вы правы, эту книгу написал Николай Николаевич Носов. А называется она…. (Приключения Незнайки и его друзей).
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году. Его отец был актером, а мама была рукодельницей и очень любила петь. В семье у них было четверо детей. С детства его увлечения были разносторонними. Он занимался музыкой, пением и любительским театром.
Как же получилось, что Николай Носов все-таки стал известен нам как детский писатель? Когда у Николая Николаевича родился сын, он начал сочинять для него сказки и рассказы. Николай Носов любил рассказывать своему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. Постепенно он понял, что сочинять для детей наилучшее занятие. И его рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник». Работал Н. Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша книга выздоровела. Все буквы и картинки на своих местах. Вы узнали ее? К какому жанру художественной литературы относится это произведение? Почему? Какие еще жанры художественной литературы вам известны?
В гостях у Знайки
Воспитатель: Ребята, что вы видите в доме у Знайки?
Дети: Здесь много книг.
Воспитатель: А вы узнали эти книги?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, что может быть общего у этих книг?
(Выслушиваются ответы детей).
- Конечно, это книги о детях, все их написал Николай Николаевич Носов.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: поиграем в игру: «Угадай произведение по стихотворению»
- Ребята, послушайте внимательно стихотворение.
Артем
Я вчера пугал бабулю
Та вздыхала «ох!» и «ах!»
Заряжал я в дуло пули
А потом стрелял «пиф – паф!»
Ничего себе игрушка – испугалась старушка.
Воспитатель: к какому рассказу оно может подойти? («Саша»)
Воспитатель:
1. Что Саша просил у мамы? (пистолет)
2. У кого еще, кроме мамы, Саша просил игрушку? (у сестер)
3. Кто испугался выстрела из Сашиной игрушки? (старушка)
4. Зачем зашел к Саше в квартиру милиционер? (отдать пистолет)
Воспитатель: послушайте следующее стихотворение.
Алина К
Обойди хоть все дворы –
Лучше не найти горы.
Осторожно! Берегись!
Детвора несется вниз
Стоя, сидя, на коленках,
На картонках и фанерках.
Не зевайте впереди,
Не вставайте на пути!
Воспитатель: к какому произведению можно отнести это стихотворение? (рассказ «На горке»)
Воспитатель:
1. Как зовут героя этого рассказа? (Котька Чижов)
2. Что мальчик сделал с горкой? (посыпал песком)
3. Зачем? (чтобы залезть на горку)
4. Как Котька исправил свою ошибку? (засыпал песок снегом)
Воспитатель: следующее стихотворение.
Лиза:
Он хрустящий, ароматный
И на вид весьма приятный
Всякое украсит блюдо
А соленый – просто чудо!
Любит он тепло и влагу
Огород ему во благо
Кто же этот молодец?
Ну конечно … (огурец)
Воспитатель: О каком произведении идет речь? («Огурцы»)
Воспитатель:
1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька? (огурцы)
2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными огурцами? (отнести обратно)
3. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы? (пояснил, что это неправильно, что воровать нехорошо)
4. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька? (один)
Воспитатель: молодцы, все книги узнали.
Физкультминутка с Незнайкой.
Воспитатель: Ребята, а сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Николая Николаевича Носова «Леденец».
Чтение рассказа «Леденец».
1. Чтение рассказа с показом иллюстраций на экране.
2. Беседа по содержанию.
- Как зовут главного героя рассказа? (Миша)
-Что сказала ему мама перед уходом? (Веди себя хорошо. За это я подарю тебе большой красный леденец)
- Миша послушался маму? (Нет)
- Что сделал Миша после ухода мамы? (подошел к буфету)
- Что Миша увидел в буфете? (сахарницу)
- Что было в сахарнице? (леденец)
- Что Миша стал делать? (облизывать леденец)
- Что произошло с сахарницей, когда Миша хотел поставить ее на место? (прилипла к рукам, упала и разбилась на две половинки)
- Как поступил Миша? (соединил половинки, чтобы было не заметно)
- Что спросила мама, когда вернулась? (как ты себя вел)
- Как вы думаете, Миша заслужил леденец? (нет)
- Почему? (обманул маму, не послушал ее)
- Как бы вы поступили на месте Миши? (ответы детей)
3. Повторное чтение рассказа.
Для того, чтобы вы смогли сами рассказать рассказ «Леденец» мы давайте расставим схемы по порядку. Я начну читать рассказ еще раз, вы внимательно слушайте и подумайте, какая схема подойдет к этому отрывку.
4. Самостоятельный пересказ детей.
Воспитатель: Вам понравился рассказ?
- Как называется рассказ, который учились рассказывать? (Леденец)
- Кто его написал? (Н. Носов)
- Как звали главного героя рассказа? (Миша)
Воспитатель: Интересно в гостях у Знайки? А нам пора отправляться дальше. Карта нас направляет к Огурцовой реке. Пойдемте.
Огурцовая река
Воспитатель: Дорогая Книга, наши дети любят книги, знают правила обращения с книгой. У каждого ребёнка есть любимая книга.
Воспитатель: Дорогая Книга, а наши ребята знают пословицы и поговорки о тебе.
Дети называют пословицы и поговорки:
Кто много читает, тот много знает.
Дом без книги – дом без души.
Книга – источник знаний.
Книга – твой друг, без нее как без рук.
Воспитатель: Правильно, ребята, книги, как мудрые добрые друзья вводят в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных и птиц.
Книжки - лучшие друзья.
Нам без книг прожить нельзя!
Книга приготовила для нас сладкое угощение! Спасибо!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, четыре, пять, возвращаемся в детский сад»
Дети повторяют слова, звучит музыка
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Где мы побывали сегодня?
- О произведениях какого детского писателя мы разговаривали?
- Вам понравились эти произведения?
- Какой рассказ вам понравился больше всего?
Воспитатель: ребятки, вы уже научились читать. Так что желаю вам познакомиться с большим количеством интересных произведений детских писателей. И научиться сопереживать героям этих книг. А мы в группе будем с вами продолжать наши увлекательные минутки чтения.