Шибалова Валентина
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Познакомить детей с русской народной былиной "Алеша Попович и Тугарин Змеевич".
Задачи: Обучающие: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы.
Развивающие : развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложение, использовать в речи прилагательные и уметь их согласовывать с существительными в нужном числе, падеже.
Воспитательные: воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Чтение былины „Алеша Попович и Тугарин Змеевич“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование:картина В. М. Васнецова " Богатыри".
Словарная работа: Русь, славяне, богатыри, былина, доспехи - одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, оружие - копье, меч, лук со стрелами, булава.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:" Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства. А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки. раз,два, три. Вот и произошло волшебство.
2. Основная часть.
Давным- давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавна на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения. (Дети читают стихотворения о богатырях.)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри - это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые и т. д.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов- стояли на заставе крепости.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои -богатыри?
Дети: с Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Чем вооружены богатыри? (воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображение оружия : щит, меч, булава, палица).Давайте, вспомним, как зовут русских богатырей? (Илья - Муромец, Добрыня - Никитич, Алеша- Попович)
Рассматривание картины В. М. Васнецова " Богатыри"
В центре Илья - Муромец! Он прост и могуч. в нем чувствуется спокойная и уверенная сила.
Богатырь справа - самый младший и смелый - Алеша Попович. Он полон отваги. у него в руках лук с копьем, а седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь - Добрыня Никитич - он может выполнить самые сложные поручения. Богатырей мы видим всех вместе. Это показывает народную силу и говорит о надежности этих защитников русской земли. а просмотре на каких конях они сидят? что вы скажите о них? А почему, если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
Физминутка.
Дружно встали - раз,два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из- под ладошек,
И направо, и еще
Буквой Л расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Ребята, что такое Былина? Былины - это древние сказания, которые дошли до наших дней. Поэтому они звучат так необычно для нашего уха, поэтому в них так много слов, которые мы уже не употребляем. слова эти называются устаревшими.
Чтение отрывка из Былины " Алеша Попович и Тугарин Змеевич".
Вопросы к тексту:
1. С кем отправился в Киев Алеша Попович? (Яким Иванович)
2. На чем отправился в путь Алеша Попович? (Поехал на коне)
3. Кто встречал Алешу Поповича в княжеском дворе? (Князь Владимир с княгиней)
4. Кто сел за стол рядом с князем и княгиней? (Алеша Попович и Тугарин Змеевич)
5. Какое блюдо Тугарин проглотил первым? (Жареную лебедь)
6. С помощью чего Алеша Попович победил Тугарина Змеевича? (Меча)
Игра " ДА - НЕТ"
Наша Родина сильна.
И у всех она одна.
На Руси богатыри есть.
Им всегда хвала и честь.
Илья Муромец герой.
Он был самый молодой.
Соловья он победил.
Из автомата подстрелил.
Алеша Попович тоже герой.
Он сильный, смелый, молодой.
Он в Киеве граде дружинником был.
Карабаса в бою он победил.
На танках боролись богатыри.
Они воевали с мечом и копьем.
Добрыня Никитич был слабым и хилым.
Он змея сумел победить своей силой.
Гордимся мы нашими богатырями.
3. Заключительная часть.
Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки. ра, два, три. и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?. Какую былину прочитали? Что нового узнали?
А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали богатыри.
Всем спасибо!