Наталья Чуфарина
Конспект ОД по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну Красивой речи (с использованием ИКТ)
Программные задачи: продолжать формировать умение обобщать, классифицировать; расширять словарный запас через участие в словесных играх; образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, упражнять детей в подборе синонимов и антонимов; развивать творческое воображение, слуховое внимание, образное представление; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Предварительная работа:
Подбор демонстрационного материала с изображением полёта на воздушном шаре, изготовление солнышка с лучиками, письма.
Темочки:
Рассматривание картинок «Противоположности».
Дидактическая игра «Противоположности», «Четвёртый лишний», «Обобщи и назови».
Разговор на тему «Мы вместе всё сможем».
Продуктивная деятельность (лепка) : «Полёт на воздушном шаре».
Пальчиковая гимнастика «Друзья», «Замок».
Словарная работа:
Расширять словарь детей обобщающими словами (головные уборы, планеты, словами, обозначающими признаки предметов (широкоплечий, фарфоровый, ввести понятие «Фантазия».
Индивидуальная работа:
Упражнять Тимура Т., Диану С. в правильном произношении слов «Го-ловной убор», «Широкоплечий», «Фарфоровый».
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, конверт с письмом от жителей страны Красивой речи, колокольчик, мяч, проектор, ноутбук.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло сегодня много гостей, поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться вместе с вами в сказочную страну, в страну Красивой речи. Эта страна необычная и путешествие наше будет необычным – это путешествие с помощью фантазии и воображения.
Как вы думаете, что такое фантазия? (Ответы детей).
Воспитатель: Фантазия – это наши мечты, наши выдумки, наши желания, которые нам очень хотелось бы осуществить. Они не всегда реальны. Иногда нам хочется пофантазировать о том, чего нет на самом деле и о том, что никогда не осуществится. А мы всё равно мечтаем. Итак, мы отправляемся в путешествие в страну Красивой речи, а путешествовать мы сегодня будем на воздушном шаре. Посмотрите на экран. (На экране появляется изображение полёта на воздушном шаре, звучит сказочная музыка). Закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание ручья, реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вот мы и прибыли в страну Красивой речи. (На экране появляется изображение ворот с замком). Перед нами ворота, на воротах замок, попробуем его открыть?
Дети: Да, попробуем.
Воспитатель: Поможет нам в этом пальчиковая гимнастика «Замок».
Дети выполняют движения пальцев рук за воспитателем.
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Ритмичное соединение пальцев рук в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
На экране появляется изображение открытых ворот.
Воспитатель: Вот и открылся наш замок! Посмотрите, здесь письмо от жителей страны Красивой речи! Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята! Помогите нам! Злая волшебница заколдовала нашу страну. Всё, что у нас есть в стране – заколдовано : и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко. Помогите нам всё это расколдовать. Для начала отгадайте загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю – матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались? Это…
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Только посмотрите оно какое – то грустное. Чего солнышку не хватает?
Дети: Солнышку не хватает лучиков.
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, злая волшебница лучики разбросала. Воспитатель берёт один лучик. Здесь задание. Я поняла, мы выполним задания, соберём все лучики и тогда сможем расколдовать страну Красивой речи.
Задание 1. «Назови ласково». Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет слово, ребёнок возвращает мяч, называет это слово ласково.
Воспитатель: Жук.
Дети: Жучок.
Воспитатель: Собака.
Дети: Собачка.
Воспитатель: Бык.
Дети: Бычок.
Воспитатель: Шапка.
Дети: Шапочка.
Воспитатель: Барсук.
Дети: Барсучок.
Воспитатель: Друг.
Дети: Дружочек.
Воспитатель: Мама.
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Первое задание выполнили, лучик отдадим солнышку. Смотрите оно уже веселее стало. Второе задание посложнее. Поиграем в игру «Назови одним словом». Готовы?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Кепка, фуражка, шапка, берет, пилотка.
Дети: Головные уборы.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Диван, стул, кровать, шкаф.
Дети: Мебель.
Воспитатель: Хорошо. Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
Дети: Овощи.
Воспитатель: Тимур, повтори.
Тимур: Овощи.
Воспитатель: Молодец. Марс, Венера, Земля, Сатурн.
Дети: Планеты.
Воспитатель: Повар, шофёр, врач, продавец, пожарный.
Дети: Профессии.
Воспитатель: Фикус, фиалка, герань, кливия.
Дети: Комнатные растения.
Воспитатель: Молодцы. И с этим заданием справились. Мы всё ближе к тому, чтобы расколдовать страну Красивой речи. Следующее испытание будет очень сложным. Справитесь?
Дети: Да, справимся.
Воспитатель: Игра «Найди лишнее слово?». Заяц, комар, медведь, волк.
Дети: Комар.
Воспитатель: серьги, бусы, ожерелье, кольцо, кузнечик.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: самолет, машина, корабль, стол.
Дети: Стол.
Воспитатель: Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, грузовик.
Дети: Грузовик.
Воспитатель: Молодцы. И с этим ребусом злой колдуньи справились. В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. А вы любите играть?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Поиграем с колокольчиком. Пока колокольчик звенит бегайте по полянке, а колокольчик затихнет – присаживайтесь на корточки.
Воспитатель звонит в колокольчик – дети бегают, колокольчик перестал звенеть – дети садятся на корточки.
Воспитатель: Поиграли мы с вами, а теперь пора ещё помочь жителям сказочной страны. Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Большой.
Дети: Маленький.
Воспитатель: Громко.
Дети: Тихо.
Воспитатель: Грустный.
Дети: Весёлый.
Воспитатель: Открыть.
Дети: Закрыть.
Воспитатель: Высокий.
Дети: Низкий.
Воспитатель: Легко.
Дети: Тяжело.
Воспитатель: Чистый.
Дети: Грязный.
Воспитатель: Сильный.
Дети: Слабый.
Воспитатель: Тепло.
Дети: Холодно.
Воспитатель: Вот уже сколько лучиков мы расколдовали. Воспитатель после каждой игры кладёт лучики к солнцу. Расколдуем остальные?
Дети: Да, расколдуем.
Воспитатель: В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Поиграем в игру «Назови признаки». Матрёшка из дерева…
Дети: Деревянная.
Воспитатель: Сумка из кожи…
Дети: Кожаная.
Воспитатель: Ручка из пластмассы…
Дети: Пластмассовая.
Воспитатель: Мальчик с широкими плечами…
Дети: Широкоплечий.
Воспитатель: Дом из кирпича…
Дети: Кирпичный.
Воспитатель: Блюдце из фарфора…
Дети: Фарфоровое.
Воспитатель: Молодцы. Нам осталось последний лучик расколдовать и ясное солнышко снова засияет для жителей сказочной страны. Игра «Дополни предложение». Будьте очень внимательны. Цветут цветы, когда…
Дети: наступает лето.
Воспитатель: Правильно. Набухают почки, когда…
Дети: приходит весна.
Воспитатель: Переходить проезжую часть можно только на…
Дети: Зелёный свет светофора.
Воспитатель: Пешеходный переход ещё называют…
Дети: зеброй.
Воспитатель: Мы живём на планете…
Дети: Земля.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, вот и засияло солнышко в этой прекрасной стране. На экране появляется изображение сияющего солнца. Мы с вами, ребята, немножко волшебники! Помогли жителям страны Красивой речи! Вернули солнышку его лучики! Оно снова стало весёлым. А нам пора возвращаться в детский сад.
На экране снова появляется изображение воздушного шара, звучит вол-шебная музыка. Дети закрывают глаза и «возвращаются» в детский сад на воздушном шаре.
Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все сегодня большие молодцы. Спасибо вам. Теперь мы с вами отправляемся к нашим игрушкам, а то они без нас заскучали.