Елена Новикова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения посредствам беседы по сказкам о временах года.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
1. Образовательная : Закрепить представления детей о приметах разных времён года. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложноподчинённых предложений).Автоматизировать правильное произношение звука –р- в словах и предложениях.
2. Развивающая : Развивать связную речь, артикуляционную, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, зрительное внимание.
3. Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе ; формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Приоритетная образовательная область : речевое развитие
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы организации: группа, работа в парах, индивидуальная работа.
Активизация словаря: крепкий, трескучий мороз; влажный снег; журчащие ручьи; солнцепёк.
Предварительная работа: чтение сказки С. Я Маршака «Двенадцать месяцев», К. Д Ушинского «Четыре желания», русской народной сказки «Снегурочка»; анкетирование родителей ("О влиянии чтения на развитие речи детей").
Развивающая предметно – пространственная среда: разноцветные круги-символы времён года, картинки с изображением времён года, демонстрационный материал к дид. игре “Чего на свете не бывает”, сюжетные картинки, посох, подснежники, обруч.
Используемые технологии (методы и приемы, игры) : наглядные: использование картинок по временам года; презентация по теме.
словесные: использование художественного слова (заклички, наводящие вопросы, беседа;
практические: штриховка предметов, прыжки через обруч, работа у интерактивной доски.
Список литературы: Н. В. Нищева “Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР”.
Планируемый результат: ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли по заявленной теме, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, у него сформированы элементарные навыки анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования.
Организационный этап; постановка детской цели:
-Добрый день и добрый час!
Приглашаем в сказку вас!
Приключений хоровод нас всегда вперёд зовёт!
Музыку выбирай, о чём пойдёт речь-отгадай!
-Закройте пожалуйста глаза и представьте то, о чё м я говорю:
1. За окном идет снег, а вы сидите в тёплой комнате у камина и читаете (рассматриваете) сказки.
2. Тает снег, бегут весёлые ручьи, щебечут птицы.
3. В полях убирают урожай зерна, идёт сенокос.
4. Пасмурно, солнце спряталось за тучи, идёт дождик.
-Как вы думаете, о чём идёт речь в этих музыкальных произведениях? Вы совершенно правы, о временах года!
-Что для вас означает слово «зима»? Что вы себе представили, когда услышали это слово? Как вы считаете, если бы зима была человеком, то какой бы цвет одежды у неё был? Почему?
-весна,)
-лето,)
-осень.)
-Как можно их всех назвать одним выражением? Что это?
- В каких сказках говорится о временах года?
-Вы хотели бы оказаться в сказке? Почему?
-Как это можно сделать?
-Но прежде чем попасть в эту сказку, (как и в любой другой сказке, что нужно выполнить?
Основной этап:
-Вокруг себя повернись и в сказке окажись!
-Как вы думаете, что это за задание? ( перед детьми находятся 4 круга: белый, зелёный, красный, жёлтый).
-О чём нам могут сказать эти разноцветные круги?
-На что они похожи по цвету?
- С чем их можно соотнести (сравнить, с каким временем года? Почему?
-Поиграем?
- Сейчас каждый из вас может стать частью времени года, но для этого нужно найти картинку с приметами времени года. Приступайте!
-Расскажите, какое время года у каждого из вас?
-Какие приметы вы выбрали?
-А сейчас отправляемся по сказкам о временах года!
-Ребята, в сказке «12 месяцев» произошло то, чего на свете не бывает!
-И у нас такая же история!
Внимательно рассмотрите картинку и определите, чего не бывает. В чём ошибся художник?
-От сказок отвлекитесь и немного разомнитесь!
-Где грелись все месяцы в лесу? У чего (у костра).
-В какой ещё сказке присутствует костёр (Снегурочка).
- А вот и костёр из сказки!
-Попрыгаем?
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
-Никто не растаял? Почему?
-О каком времени года шла речь в сказке “Снегурочка” в тот момент, когда девушки пошли прыгать через костёр?
-В какое время года вылепили Снегурочку?
-Как вы думаете, в какое время года можно сказать, что на улице солнцепёк? От каких 2 слов образовалось это слово? Отлично!
-Логопед обращает внимание на лежащие картинки: ребята, пока мы с вами играли, один мальчик спрятался под зонтом. Как вы думаете, почему?
-Снеговик тает потому, что….
-Мальчик пускает кораблик потому, что….
-Дети очищают двор от снега, потому, что….
-Папа с мальчиком готовят скворечник потому, что …
-Ребята, в сказке «12 месяцев», все времена года (братья-месяцы) встретились вместе!
-Что же увидела падчерица в лесу? Ответ на этот вопрос вы узнаете собрав пары.
Зимние месяцы уступили место месяцу Марту. Но прежде, месяц Январь стукнул своим посохом, чтобы прекратились морозы!
- Мороз в январе какой?
-Затем Февраль взял посох и тоже стукнул. Ветер в феврале какой?
-Снег в феврале какой?
-Потом Март взял посох! И что произошло с посохом?
-Ручьи в марте какие?
-Трава в марте какая?
-Почки на ветвях какие?
-Что же произошло потом в сказке?
-Хочу сказать вам по секрету, что в нашей группе как в сказке тоже появились цветы! Вы их видите?
- Для того чтобы их найти вам нужно будет ориентироваться по стуку посоха. Чем громче стук, тем ближе весенние цветы!
-А вот и они! Соберите их поровну так, чтобы хватило всем.
-Что сделала падчерица, когда набрала подснежники?
-Пора и нам возвращаться! Как мы попали в эту сказку? Конечно же, с помощью заклинания!
-Вокруг себя повернись и в группе окажись!
Подведение итогов детской деятельности :
-Как вы считаете, удалось ли нам попасть в сказки, в которых говорится о временах года?
-О каких сказках шла речь?
-Что вам запомнилось больше всего?
-С какими заданиями вам было справиться труднее всего?
-Куда бы вы хотели ещё раз вернуться? Где оказаться? Перед вами изображения времён года. Оставьте свой подснежник у того времени года, которое вам по душе!
Переход к другому виду деятельности :
Если вы помните, то в конце сказки говорится о том, что падчерица жила долго и счастливо. И был у неё красивый дом с садом! А вот и он. Как вы считаете, этот дом похож на тот, в котором жила падчерица? Как можно превратить его в сказочный?
-Пазлы собери, в сказочный домик преврати!