Наталья Германовна Фиркалова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какой бывает лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно – образовательная
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Какой бывает лес»
Цель: Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии деревьев. Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Какой бывает лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Развивать познавательный интерес, понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Словарная работа
Обогащения словаря: сосновый бор, ельник, кедрач.
Активизация словаря: хвойный лес, сосна, ель, кедр, лиственница.
Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе откладывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, наблюдение за деревьями.
Материалы и оборудование: ветки хвойных деревьев, иллюстрации лиственных деревьев, презентация к образовательной деятельности.
Применение современных образовательных технологий:
- Здоровьесберегающая технология (динамическая пауза с элементами дыхательная гимнастики, элементы психогимнастики).
- Информационно-коммуникативная технология (презентация).
Ход деятельности
1. Введение в тему.
Дети заходят, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем, друг друга за руки и поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как еще можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, замечательное, восхитительное).
Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца – «класс»).
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим, его друг другу, пусть и у каждого будет хорошее настроение.
2. Основная часть.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Слайд №2
Весной веселит, летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает.
Осенью умирает, весной оживает (Лес)
Воспитатель: Что такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, отправимся в лес и все разузнаем, какие деревья там растут. Закрывайте глаза. Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.
Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.
Воспитатель: Почему его так называют? Что значит лес для нас с вами? Почему в лесу так легко дышится? (ответы детей)
Потому что воздух в лесу чистый.
Как и чем очищается воздух в лесу? (дети высказывают свои предположения)
Потому что деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер. (Сосна.)
Слайд №3
Воспитатель: Ребята, как называется лес, в котором растут сосны? Ответы детей
- Правильно, сосновый бор. Слайд №4
У меня на столе лежат две ветки. Давайте, их сравним.
У сосны длинные иголки. У ели – короткие иголки.
У сосны-ветки растут вверх. У ели ветки растут вниз.
А почему полезно гулять в сосновом бору? Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.
Воспитатель: Ребята, как называется лес, в котором растут одни елки? – ответы детей. Правильно, еловый, ельник. – Слайд №5
В ельнике всегда сыро и темно. Как вы думаете почему? Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.
Слайд № 6. Загадка:
Мои мягкие иголки – длиннее,
чем у сосны и елки. (кедр)
И лес, в котором растут кедры, называют кедрачом. Слайд № 7
Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? Кедровые шишки можно употреблять в пищу.
Слайд № 8. Загадка:
Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница)
Воспитатель:А чем отличается елка от лиственницы?
Правильно, ответ можно услышать в загадке. «В отличие от елки – опадают все иголки».
Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. Слайд № 9
Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.
Сейчас мы отправимся в хвойный лес.
Динамическая пауза с элементами дыхательная гимнастики.
Подул ветерок….
«Ветер» (очистительное полное дыхание).
И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
В хвойном лесу растет маленькая елочка….
«Ёлочка растёт».
И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.
В траве пробежал маленький ежик…
«Сердитый ежик»
И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите 3-4 раза.
Слайд № 10. Загадка:
Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой расту под горой. (Береза.)
Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.
И у нас Марина расскажет стихи о березе
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Как называется лес, в котором растут одни березы?
Правильно, березняк, березовая роща. Слад № 11
Что весной собирают с деревьев березы? – Березовый сок, который очень полезен для здоровья.
А теперь, я приглашаю вас на выставку «Дары леса». Слайд № 12
На подносе лежат дары леса: шишки, муляжи грибов, ягод. Дети их рассматривают, называют.
Воспитатель: Ребята, а еще лес – это источник лекарственных растений. Слайд № 13.
- В лесу живут ценнейшие промысловые звери, много здесь и птиц, насекомых. Слайд № 14.
Одним из даров природы, которое человек научился использовать в своих нуждах, это дерево. Оно легкое и удобное в обработке, из него делают мебель, дома, бумагу, посуду. Слайд № 15.
Воспитатель: Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять. Но, к сожалению многих видов животных, растений, птиц становится мало и человек их охраняет и занес таких в «Красную книгу». Слайд №16.
-Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.
- Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.
- Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.
- Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.
- В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
- Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
- Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
3.
Итог. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что нового мы с вами узнали? Что вам понравилось?