Лилия Ляпустина
Математическая игра «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
«КЛУБ ЮНЫХ ЗНАТОКОВ МУДРОЙ СОВЫ»
Цель: развитие познавательной мотивации в формировании элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательная: способствовать расширению представлений детей о количественном и порядковом счете; создавать условие для составления арифметических задач, сравнение чисел. Дать представление о математических играх блоки Дьенеша, квадрат Воскобовича.
Публикация «Математическая игра „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2014
Развивающая: Развивать самостоятельность, инициативу в поиске возможных вариантов решения поставленных задач, логическое мышление, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательная: Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.
Материал :
Галстук – бабочка 9 штук, карточки с задачами; членские билеты «Юный знаток» 8 штук; карточки с задачами; карточки с цифрами до 10 /5 <? <7/; логические блоки Дьенеша 2 набора; карточка-схема складывания картинки из блоков; квадрат Воскобовича 9 штук, цифры на стульчики; юла со стрелкой, пуговицы, таблички СОВА, ЗНАТОКИ, карточки для очков цифры от 1-9; коробочка для членских билетов,
Ход занятия:
Воспитатель и дети собираются в кружок на ковре. Здравствуйте, ребята, меня зовут Лилия Карловна и сегодня занятие с вами буду проводить я. А чтобы нам поближе познакомиться давайте встанем в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Теперь у нас хорошее настроения и я хочу сказать, что пришла к вам не одна.
Со мной прилетела Мудрая сова. (Слайд Сова). Оказывается, она давно за вами наблюдает, и вы ей очень понравились, т. к. очень серьезно относитесь к математике. А скажите, ребята, в какой телепередаче присутствует Сова?
Воспитатель: на 1 канале идёт интересная интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». В этой игре даётся возможность продемонстрировать свои знания. А кто не смотрел эту игру, у того сегодня есть замечательная возможность с ней познакомиться. Символ этой игры - сова. А сова олицетворяет ум, мудрость, познание. Сегодня она у вас в гостях. Оказывается, она решила сделать первое заседание Знатоков именно у вас. А если оно пройдёт успешно, то вы будете приняты в клуб знатоков мудрой совы. Но чтобы стать членом клуба Знатоков, вы должны решать математические задачи, хорошо знать числовой ряд, уметь складывать, вычитать и сравнивать числа. А вы это умеете?
Дети: Да.
Воспитатель: В этой программе есть традиция: каждый игрок обязательно должен быть в галстуке - бабочке, и вы сейчас, чтобы стать участником игры оденете галстук-бабочку. Теперь вы готовы к игре. И предлагаю вам занять свои места.
Крутите юлу и первое задание. Включаю музыку!
Дети: Крутят юлу и берут конверт, на который выпала стрелочка.
Задание № 1 «Письмо от Совы» (Слайд 2)
Ребята, Мудрая сова написала вам письмо. Послушайте:
Я наблюдала за вами 7 календарных дней. Вчера я решила, что приду к вам в гости в первой половине дня. Завтра я полечу в свое гнездо, а через два дня, на третий ко мне соберутся все участники клуба школьных знатоков. Внимание вопрос!
Воспитатель: Сколько дней сова наблюдала за вами?
Дети: 7 дней наблюдала сова за нами.
Воспитатель: А по-другому как сказать?
Дети: неделю
Воспитатель: А какой день недели был вчера? А сегодня?
Что значит в первой половине дня, как сказать по-другому?
Дети: до обеда, утром
Воспитатель: В какие дни недели вы отдыхаете?
Дети: суббота, воскресенье.
Воспитатель: С какого дня начинается неделя?
Дети: с понедельника
Воспитатель: Каким днем заканчивается?
Дети: воскресеньем
Воспитатель: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом (среда)
Вы молодцы! Мы с вами вспомнили все дни недели. Вы получаете 1 очко. И счет становиться 0:1 в пользу Знатоков. Мы переходим к следующему вопросу, крутите юлу.
Задание № 2 «Подумай и скажи» (Слайд 3)
Все внимание на экран.
Воспитатель: Определите, кто выше: Мальчик или девочка? А кто ниже из них?
Что длиннее: карандаш или указка? Что короче?
Кто старше: мама или бабушка? Кто младше?
Слайд 4
Кто стоит справа от льва? (слон)
Кто стоит слева от медведя? (слон)
Кто стоит слева от собаки? (лошадь)
Если стол выше стула, то стул….
Если дорога шире тропинки, то тропинка….
Молодцы! И с этим задание вы справились. Таким образом, мы с вами повторили понятия выше - ниже, определили, что находиться слева - справа. И счёт становится. И мы переходим к следующему вопросу, крутите юлу.
Задание № 3 «Волшебный квадрат» (Слайд)
Мудрая сова решила с вами немного поиграть и принесла вот такую математическую игрушку, она называется «Квадрат Воскобовича». Давайте повторим все вместе. Вы можете взять его в руки, посмотрите, он может складываться пополам, по диагонали, может образовывать маленькие квадраты разных цветов.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит эта игра (из треугольников)
Сколько треугольников одного цвета на каждой стороне (8).
Из этого материала можно складывать много интересных предметов, животных, птиц. А что мы с вами сложим, вы мне скажите, отгадав загадку
«Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль-
По волнам плывёт….(корабль).
Картинка кораблика. А где у корабля нос, где борт, корма?
А теперь я предлагаю вам обратить внимание на экран. На экране изображены фотографии складывания «кораблика». Я предлагаю вам, опираясь, на предложенное фото сложить его. Положите квадрат стороной, где зеленую полянку греет желтое солнышко.
Дети складывают, воспитатель работает по этой картинке. Из каких геометрических фигур состоит кораблик (из 2 квадратов и 2 треугольников)
Теперь сложите кораблик так, чтобы борт был красного цвета, а нос и корма синего цвета. Чтобы запомнить вторую сторону можно сказать так, красивый остров омывает океан.
Таким образом, мы с вами вспомнили геометрические фигуры, формы и цвета.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Задание № 4 «Трудная задача»
Ребята, у каждого из вас есть карточка с рисунком. Вы ее внимательно рассмотрите, составьте задачу, и с помощью фломастера запишите ее решение. А проверять правильность решения вы будете друг у друга. А для начала я вам предлагаю, посмотреть как это сделаю я. (образец).
Георгий, расскажи условие своей задачи?
Богдан, задай вопрос к своей задаче?
Андрей, назови ответ своего решения?
Воспитатель: Ребята, мне понравилось, что вы справедливо отнеслись к проверке задач, и даже исправили неверное решение. Умницы! И счёт становится….
Задание № 5 «Пуговицы»
Воспитатель: Мудрая сова предлагает вам ещё одно непростое, но интересное задание. У каждого из вас на столе лежит полоска из ленты. Вам нужно внимательно прощупать ленту и встать в числовой ряд от меньшего числа к большему в зависимости от количества прощупанных пуговиц. Дети встают. Какое количество получилось у первого, третьего, пятого ребенка (проверяю. Чтобы все правильно заняли свои места)
Вы образовали числовой ряд от 1 до 8.
Аня назови соседей своего числа?
Антон назови соседей своего числа через одного?
А как с этим заданием справится Наташа.
Кто по порядку между третьим и пятым
Кто по порядку между четвертым и шестым?
Молодцы. Галстук вручается….
Дети не расходятся
Задание № 6 «Построй фигуру»
Воспитатель: И мы переходим к следующему заданию. Крутите юлу.
Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на две команды. Каждой команде я дам замечательную игру «Блоки Дьенеша» - это геометрические фигуры разного размера и цвета. Из них каждой команде нужно будет составить фигуру по схеме, и мы посмотрим, у кого что получиться. Как раз здесь мы увидим, дружна ли ваша команда, уважаете ли вы мнение друг друга, придете ли к единому мнению. Задание всем понятно? Начинаем выполнять. (Выполняют, оказываю помощь)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть друг у друга, что получилось. Обсуждение получившихся цветов.
Воспитатель: Ну, тогда приступайте к работе и потом посмотрим, что получилось.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Особенно мне понравилось, что вы помогали друг другу, подсказывали, рассуждали, но это были деловые споры. И мы с вами тем самым закрепили геометрические фигуры и цвет, что очень важно для будущих математиков.
Итог занятия
Ребята, мы выполнили все задания Мудрой Совы. Давайте посмотри наш счет. Счет 4:2 в пользу команды Знатоков. А это значит, что вы ребята сегодня победили и имеете полное право называться знатоками математики. Вам понравилось? А что понравилось больше всего. Что запомнили? А какое задание было самым трудным, а самым легким. Давайте, послушаем мнение Мудрой совы.
Сова: Ребята, я не думала, что вы так легко справитесь с заданиями. Вы успешно справились с заданиями по числовому ряду, решили трудные задачи, ответили на все логические вопросы. Я уверена, что вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Поэтому я всем вручаю членские билеты и на память обо мне я оставляю вам игрушку «квадрат Воскобовича», но чтобы подарки были у вас их нужно найти, и я дам подсказку вам, где они спрятаны.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Счастливого пути.
Дети, вы догадались, где находится коробка с подарками. На книжной полке. Вручают подарки, расходятся.