Ольга Панченко
«Лес — большой дом». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Панченко Ольга Михайловна
Тема: «Лес – большой дом»
Цель: развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности; развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного отношения к природе
Задачи:
Образовательные: обобщать представления детей о лесе как о сообществе животных и растений. Уточнить знания детей о этажах (экологических нишах) смешанного леса и его обитателями.
Развивающие: развивать у детей желание заботиться о природе, развивать кругозор, мышление, связную речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к жизни лесных обитателей, воспитывать мотивацию к обучению, познавательную активность, эмоциональные чувства, умение работать в коллективе.
Материал: кукла Старичок - Лесовичок, кроссворд на тему лесные жители, картина «Жители леса средней полосы России», корзинка с шишками и желудями.
Предварительная работа: М. Пришвин – «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца»; В. Бианки – «Лесные домишки», «Мастера без топора». Просмотр презентации «Этажи леса».
Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, уточнение, поощрение, художественное слово, указание.
Ход
Мотивация
В - Ребята, сегодня к нам в гости пришел старичок Лесовичок, поздороваемся с ним.
Л- Здравствуйте ребята, вот заглянул к вам узнать как вы поживаете в своем доме. Хорошо тут у вас - светло, тепло. А как называется ваш дом? (ответы детей)
Л -А что вы делаете в детском саду? (ответы детей - играем, узнаём много нового, дружим)
В - А где ты живешь, старичок Лесовичок?
Планирование деятельности
Л- А вот разгадайте мой кроссворд и тогда узнаете. Я принес вам загадки о лесных жителях. Разгадайте их, а ответы мы впишем в пустые клетки.
1 Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?. (цаПля)
2. Роет он в земле ходы,
Чтоб добыть себе еды,
Любит свёклу и морковку,
Корешки сгрызает ловко.
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.
Перерыл весь огород!
Догадались? Это (кРот) !
3. Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лИсу)
4. На суку таится кошка,
Но она совсем не крошка,
И нельзя сказатьей:"Брысь,
потому что это (Рысь!
5. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лОсь)
6. Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его. (меДведь)
7. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы (зАяц)
(Дети разгадывают кроссворд, вписываю нужные слова, получают слово «природа».)
Л - Молодцы ребята вы знаете многих лесных животных и их особенности. А вы знаете, что общего у всех этих зверей, как их всех можно назвать?
Ответ детей - Это дикие животные.
Л - Молодцы ребята! А в какой среде они обитают? Как называется их среда обитания?
Д - Лес, все они живут в лесу.
Л – Ребята, а вы знаете какую пользу приносит лес?
Ответы детей ….
Л – молодцы ребята! Вот почему лес так важен:
1. Из растений леса получают всевозможные лекарства.
2. Лес – это дрова, топливо.
3. Лес – это строительный материал, мебель.
4. Из дерева получают бумагу, на которой мы пишем.
5. Из древесины получают свыше много различных изделий и продуктов.
6. Лес используют для защиты полей от засухи.
7. Там, где много леса, там полноводные реки.
Реализация замысла
Л – Ребята, я вас приглашаю в лес! Давайте узнаем, как устроена жизнь лесных обитателей. Итак - вперед!
ФИЗМИНУТКА.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём,
И в развалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее:
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.
(Лесовичок с детьми подходят к макету «Этажи леса».)
Л– А сейчас я проверю, как вы знаете цветы, кустарники и деревья. Предлагаю поиграть в игру, правила такие: я буду называть разные растения, а вы если услышите название цветка, то нужно похлопать в ладоши, если название куста - потопать ногами, а если я назову дерево - то попрыгать.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Деревья, кусты, цветы»
Тюльпан
Ель
Сосна
Брусника
Василёк
Ромашка Рябина
Бузина
Малина
Колокольчик Смородина
Сирень Пижма
Лиственница
Боярышник Подорожник
Мать-и-мачеха
Сосна
Дуб
Ель Липа
Тополь Яблоня
Клен Роза
Л - Ребята, вот как много растений леса вызнаете! Все растения составляют этажи леса. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый верхний этаж 5 - в старом лесу: это верхушки всех деревьев. 4 этаж – верхушки деревьев пониже: берез, осин, рябин. 3 этаж -кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. А 2 и 1 этажи - травы, цветы, мхи. Так же весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными. (Лесовичок показывает животных на плакате – «Животные леса»)
Л – На самых верхних этажах живут хищные птицы (ястреб, беркут, коршун) Например, белка живёт на третьем этаже леса. А еще тут живут птицы, бабочки, комары) Большинство птиц - совы, синицы, дятлы и др. обитают на 2 этаже. Много животных живёт на нижних этажах, здесь живет рысь, соболь, глухари, ласка, так же насекомые – муравьи, кузнечики, жуки.
Л- Ребята, лес похож на большой многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу. Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый (он нужен лягушкам, птицам)
Л- А что будет если исчезнут все комары? (ответы детей)
Л- А человек может прожить без леса? (нет)
Л- Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Рефлексия:
В- Очень важно беречь лес – он наше богатство, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу. Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, Куда мы расселяли лесных жителей? Что показалось самым трудным?
В- Ребята, вы такие молодцы, мне понравилось сегодня с вами путешествовать по лесу!