Надежда Погодаева
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Надежда Погодаева
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Насекомые»
Тема: «Насекомые»
Цель: расширение знаний о многообразии насекомых.
Задачи:
-Познакомить с особенностями их строения.
-Учить различать по внешнему виду, находить отличия.
-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
-Развивать логическое мышление
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: Предметные картинки по теме: «Насекомые» (Бабочка, жук, комар, муха, карточки с недорисованными насекомыми, карандаши, карточки разрезные насекомые.
Ход НОД:
1 Воспитатель: Ребята, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг друга. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты – мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Здорово! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося!
(Леонов В.)
Воспитатель: Ребята, о ком говориться в этом стихотворении?
Дети: (называют) Бабочка, кузнечик, шмель.
Воспитатель: А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», «насекать» и произошло название «Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?
Дети: Выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
2 Пальчиковая игра «Насекомые»
На полянке я сижу,
Во все стороны гляжу.
(сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо)
Сколько насекомых здесь!
Всех, пожалуй, и не счесть.
(руки через верх разводят в стороны)
Вот пчела, а вот оса,
Это бабочка – краса.
Муравей и стрекоза,
Попрыгунья, егоза.
(поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно)
Все спешат, все трудятся,
А она красуется!
(поочерёдно ударяют кулаками и ладонями)
3 Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем.
Сплела себе огромную жилетку,
Там спряталась. Пойди, найди кокетку.
Прошло время, вдруг оттуда!
(Кто поверит в это чудо)
Появляется стройная дамочка!
Не гусеница уж, а….
Дети: Бабочка.
Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.
Воспитатель: А с чем можно сравнить крылья бабочки?
Дети: с цветком.
Воспитатель: Какие крылья у бабочки?
Дети: Яркие, воздушные, лёгкие, большие.
Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки?
Дети: Нектаром цветов.
Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
А теперь следующая загадка:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядки:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлю проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это…
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)
Воспитатель: А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,
Дети: Шесть.
Воспитатель: А есть ли крылышки?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!
4 Физкультминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладят животик)
Домой скорее полетим (летят на свои места)
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?
Дети: Да!
Воспитатель: А ножки? Сколько их?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.
В лесу у пня беготня, суетня
Народ рабочий весь день хлопочет
Без работы хоть убей
Жить не может
Дети: Муравей.
(Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника)
Воспитатель: А как называется дом муравьёв?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
Дети: Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)
Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно : они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
Воспитатель: А вот ещё одна загадка:
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?
Дети: Длинные, три пары.
Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.
Воспитатель: А вот еще одно насекомое, отгадайте загадку, и вы узнаете какое:
Охотницей быстрой слывёт,
Стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой
Летает она над водой
Большие имеет глаза
Кто это скажи –
Дети: Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)
Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы?
Дети: Две.
Воспитатель: А ног?
Дети: Три.
Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?
Дети: Потому что у неё две пары крыльев.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем!
5 Дидактическая игра: «Чего не хватает?»
Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.
6 Дидактическая игра «Разрезные картинки насекомых»
Все насекомые перепутались. Дети собирают разрезные картинки насекомых и называют.
Воспитатель: Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых назвали! Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.
О, ком мы сегодня разговаривали?
Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?
Чем питаются насекомые?
С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили!