Татьяна Пряхина
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Животные полярных районов Земли (Арктики)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего Севера.
Задачи:
«Познавательное развитие».
- Познакомить с климатическими условиями крайнего Севера, с животным миром.
- Пополнить знания и представления детей о повадках животных Севера, чем питаются.
-Закрепить знания о том, как животные спасаются от холода.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Животные полярных районов Земли (Арктики)“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
«Речевое развитие»
- Развитие внимания и зрительного восприятия.
- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера" :
-Активизировать словарь по данной теме.
«Художественно-эстетическое развитие»
-Развивать художественно-эстетические навыки, воображение,
-Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги в коллективной работе «Животные Севера»
«Физическое развитие»
-Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
-Развивать двигательную активность.
Активизация словаря: (Арктика, айсберг, белый медведь, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, олень, песец, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, тюлень и т. д.).
Предварительная работа: рассматривание картинок по теме.
Воспитатель:
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
-Назовите приметы зимы.
- А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Беседа:
Воспитатель: Сегодня мы отправимся на Северный полюс и познакомимся с животными Севера. Но прежде, чем пуститься в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место.
Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Здесь находится Северный полюс – Арктика. Почему это место окрашено белым цветом? Арктика – центральная часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. Часть суши, которая прилегает Северному Ледовитому океану, называются тундрой. Здесь холодная и долгая зима и холодное, короткое лето. Летом снег и лед в тундре тают, появляются растения: мхи и лишайники. Правда, у них очень короткие корни, т. к. под верхним слоем оттаявшей почвы земля еще остаётся замороженной и называется вечной мерзлотой. Всё белым-бело здесь до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить в снегах и во льдах. Это снежные водоросли. Зимой наступает долгая полярная ночь : темным-темно и совсем холодно. На чём мы можем отправиться на Северный полюс? На самолёте. А на поезде мы можем туда поехать? А еще на ледоколе. Ледокол – это огромный мощный корабль, который раскалывает льдины, прокладывает путь себе и другим кораблям по океану.
Воспитатель: Вы готовы? Итак, надеваем на себя тёплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся (Имитация одевания).
Физкультминутка
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Кругом большие льдины, плавают айсберги. Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях?
Воспитатель предлагает отгадать загадки:
1. Крупный зверь, имеет бивни,
Но не те, что у слонов,
Вместо ног - имеет ласты.
Кто назвать его готов? (Морж).
Воспитатель: Морж – крупное хищное животное. Питается рыбой, охотясь на неё в море. Посмотрите, ребята, у него нет лап, а есть ласты. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. У них два клыка, которые используются в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. Морж может съесть 3000 моллюсков в день. Вес достигает 1000 кг, а длина 4м.
2. Спит на льдине целый день
Толстый маленький тюлень.
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Воспитатель: Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктиде. Тюленям не даёт замерзнуть толстый слой подкожного жира. Они приспособлены к жизни в воде, поэтому у них удлинённое обтекаемое тело, покрытое мехом, удобное для плавания, а все четыре конечности превращены в ласты. Эти животные быстро и проворно плавают в воде, а на суше неуклюже передвигаются, ползая на брюхе. Как вы думаете, чем питаются тюлени? Кто охотится на тюленей?
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
3. Там, где север, там, где лед,
Он хозяином слывет,
Косолапый, деловой,
В белой шубе меховой. (белый медведь)
Воспитатель: Белый медведь дикое хищное животное. Он больше, крупнее бурого медведя. Питается рыбой, моржами, нерпами. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суше, но и в воде. Белый медведь – превосходный пловец и ныряльщик. Не смотря на то, что вода в северных морях очень холодная, медведь может находиться в ней очень долго и проплывать большие расстояния потому, что под кожей у него толстый слой жира, который не позволяет замёрзнуть.
Воспитатель: А вот, ещё каких животных и птиц можно встретить на просторах Арктики (северный олень, полярный волк, песец, белые гуси, различные чайки).
Воспитатель предлагает отгадать последнюю загадку о северном сиянии. Показывает слайд с изображением северного пейзажа.
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнайте, какое явление природы можно наблюдать в Арктике?
4. Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает –
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо – одеяние? –
это. (Северное сияние)
Воспитатель: Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда, похоже на радугу?
Игра «Назовите членов семьи» (морж, моржиха, моржонок)
А теперь поиграем в игру «Кто на Севере живёт?»
По ледяной пустыне. Медведица идёт
За нею медвежата
Торопятся вперёд
Трещит мороз жестокий
Повсюду снег и лёд
По полынье холодной
За нерпой морж плывёт
Бегут спешат олени
Им виден путь едва
Над ними тихо кружит
Полярная сова.
Чтобы и родители знали куда, вы сегодня путешествовали, мы с вами сделаем коллаж.
Педагог предлагает детям составить коллективную композицию «Животные Севера».
Показывает рациональный способ создания образа животного.
Педагог уточняет творческую задачу, помогает детям наводящими вопросами.
Коллаж мы поместим на стенд в группе и глядя на него будем вспоминать наше путешествие.
С каким животным вы рады были встретиться? (Идут по кругу вперевалочку медленно.)
Убыстряют шаг
Обнимают себя руками.
Повороты с вытянутой рукой вправо влево.
Идут делают гребни руками.
Руки скрёстно над головой «рога».
Бегут высоко поднимая колени.
Бегут маленькими шажками, руки стороны.
Итог беседы: Где мы побывали? (На Северном полюсе)
Какое необычное явление в небе мы увидели на Северном полюсе? (северного сияния)
Чем покрыт Северный Ледовитый океан?
Что происходит со сменой дня и ночи на Северном полюсе?
(полгода длится полярный день, полгода полярная ночь)
Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа)
Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа?
Чем питаются эти животные?
Дети вам понравилось путешествие?