Светлана Шибалева
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 7»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Число и цифра 7» Занятие в подготовительной к школе группе.
МДОУ д/с №240.
Тип занятия: открытие нового знания.
Тема: «Число и цифра 7».
Цель: знакомство с цифрой 7.
Задачи:
Образовательные.
1. Сформировать представление о цифре 7 и её элементах (одна прямая палочка, одна наклонная и одна палочка сверху вниз).
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе „Число и цифра 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
О числах, которые обозначает данная цифра 7.
Умение узнавать цифру 7 среди других.
Формировать навык сложения и вычитания.
2. Содействовать формированию умения вести диалог (выслушивать мнение другого, ждать своей очереди при ответах на вопросы).
Развивающие.
1. Содействовать развитию:
• мыслительных операций, анализа (игры «Узнай цифру», «Числа и цифры»);
• сравнения (выделяются отличительные элементы цифры 7 от других изученных цифр);
• образного мышления (игра «На что похожа»);
• зрительного внимания;
• мелкой моторики (игра «Составь цифру);
• любознательности, настойчивости у детей.
Воспитательные.
Испытывать чувство радости от результата работы.
Раздаточный материал.
- Карточки с тремя окошечками-клетками;
- Карточки с двумя окошечками-клетками, 1/2 формата А4 размером 6х6 см;
- Полоски картона длиной 6 см черного цвета по 5 штук на каждого ребёнка;
- Полоски картона длиной 8,5 см черного цвета по 2 штуки на каждого ребёнка;
- Простые карандаши;
- Карточки для игры «Допиши цифры».
Демонстрационный материал.
- Числовой ряд;
- Карточка с числом 7, записанным с помощью цифры;
Другое оборудование.
- Магнитная доска;
- Конверт с письмом;
- Чистый конверт для отправки задания.
Ход образовательной деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требование к организации этапа.
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
Дети здороваются с гостями, подходят к воспитателю.
- Ребята, а вы любите получать подарки? (Да, (Очень, (Конечно).
- Когда вам их дарят? (На день рождения, (На Новый Год, (К празднику).
Дать возможность высказаться каждому ребёнку.
- Как называется подарок, который преподнесён неожиданно? (Сюрприз).
- Кто из вас получал сюрприз? Расскажите! (Я проснулся в Новый Год, а у меня под ёлкой Лего, (Я хорошо занимался самбо и мама купила мне новую машинку).
- Я сегодня пришла в детский сад, и меня тоже ждал сюрприз. Хотите узнать, какой? (Да).
- Смотрите, я вам его покажу. (Это письмо).
- Здесь в адресе указано: «Детский сад, подготовительная к школе группа, умным, добрым ребятам». Как вы думаете, кому оно предназначается? (Нам).
- Почему вы так решили? (Мы умные и добрые, мы помогаем друзьям, мы из подготовительной группы).
- Что нам с ним делать? (Открыть, прочитать).
Воспитатель читает письмо.
Дорогие ребята,
Мальвина дала мне сложное задание по математике, научиться печатать цифры. Я не справился, и она заперла меня в чулане.
Она выпустит меня только тогда, когда я выполню её задание.
Помогите мне, пожалуйста!
Буратино.
- От кого это письмо? (От Буратино).
- О чём нас просит Буратино? (Помочь ему).
- Что случилось? (Его заперла Мальвина).
- Поможем ему? (Да).
- А справитесь? (Конечно).
2. Актуализация знаний.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требование к организации: актуализация изученных знаний, достаточных для построения нового знания.
- Ребята, вы знаете цифры? (Да, знаем).
- Давайте посмотрим на наш числовой ряд и вспомним. Назовите мне самое маленькое число в ряду от 1 до 6.
- Самое большое число?
- Назовите число, которое стоит справа от 5.
- Назовите число между 3 и 5.
- Назовите число за 5, перед 4.
- Мы сейчас говорим о числах, а видите вы …? (Цифры).
3. Затруднение в ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требование к организации:
• создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности;
• самостоятельная фиксация затруднения в детской речи;
• выявление и фиксация в речи причины затруднения.
- Мальвина задала задачи Буратино и попросила ответы к ним напечатать цифрами. Он не справился.
- А вы умеете печатать цифры? (Да, умеем).
- Тогда слушайте первую задачу и ответ к ней напечатайте в первом окошечке.
Задача №1.
Мышки в норке не шумели, в лапки к кошке не хотели.
Три тихонько грызли корку.
Две затеяли уборку.
Сколько мышек, сосчитай? И ответ скорее дай.
Задача №2.
Четыре гусёнка и двое утят в озере плавают, громко кричат.
А, ну, посчитай поскорей, сколько всего в воде малышей?
Задача №3.
Пять ворон на крышу сели, две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело, сколько всех их прилетело?
- Я правильно вас поняла, у вас затруднение? (Да).
Педагог спрашивает каждого ребёнка, записал ли он ответ.
- В чём же затруднение? Почему вы не можете записать ответ? (Мы не знаем, как печатается цифра 7).
- Может, кто-то из вас знает, как печатать цифру 7? (Я знаю, у неё палочка сверху и прямая вниз, (Мы с ней ещё не знакомы).
- Может, Коля ошибается? Где это можно уточнить? (Спросить у взрослых, посмотреть в интернете, посмотреть на конверте).
4. Открытие нового знания.
Цель: сформировать представление о способе печатания цифры 7 в клетках.
Требование к организации:
• организация, подводящая к открытию нового знания;
• фиксация нового знания в речи;
• создание ситуации успеха.
Воспитать предлагает детям самостоятельно выложить цифру 7 с помощью полосок.
- Хотите попробовать? (Да, хотим).
- Дети, тогда подходите к столам, берите полоски бумаги и пробуйте выложить цифру 7 разными способами. (У детей должны получиться несколько вариантов).
- Давайте посмотрим, какие цифры 7 у вас получились.
- Люди договорились печатать цифру 7 вот так. (Помещает карточку на доску).
- На что же она похожа? (На косу, (На клюшку).
Воспитатель читает стихотворение.
«Вот семёрка-кочерга,
У неё одна нога».
- Теперь мы можем поселить её в наш числовой ряд. (Помещаем цифру 7 в числовой ряд).
- Вы можете напечатать теперь ответ к третьей задаче.
Педагог напоминает задачу №3.
Задача №3.
Пять ворон на крышу сели, две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело, сколько всех их прилетело?
- Дети, сегодня вы научились печатать цифру 7.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания.
Требование к организации: соответствие используемых игр и упражнений цели занятия.
Игра «Допиши цифры».
Дети садятся за столы, берут карточки с недостающими элементами цифр на сложение и вычитание.
Первый пример вывешивается на доску и разбирается.
- Какое действие здесь производится? (Сложение).
- Назовите части и целое.
- Какое число было первым? (Число один).
- Какое число было вторым? (Число шесть).
Дети рисуют недостающую деталь цифры 1 и 6, воспитатель делает это на доске.
Далее дети самостоятельно восстанавливают вторую запись.
Воспитатель вывешивает образец и дети проверяют свою работу.
Игровое упражнение «Составь цифру».
- Дети, подойдите к столу, выберите материал с подносом и выложите цифру 7.
Дети предлагаются материалы: фасоль, тесьма, проволока, вата, пластилин, мозаика, гелиоконт, счётные палочки, шерстяная нить, геометрические фигуры, кубики.
Дети выполняют задание индивидуально, стоя у столов.
Выкладывают цифру 7 на индивидуальном подносе.
- Вы умники и умницы! Вы хорошо запомнили эту цифру и её элементы.
6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требование к организации:
• организация анализа детской цели;
• фиксация нового знания в речи;
• создание ситуации успеха в совместной деятельности;
• удовлетворение от хорошо выполненного дела.
- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Буратино).
- Мы смогли ему помочь? (Да, (Конечно).
- С какой цифрой вы сегодня познакомились? (С цифрой 7).
- Что вам понравилось больше всего? (Помогать Буратино, (Выкладывать цифру 7).
- Что-то было трудным для вас? (Дописать цифры, (Напечатать ответ к задаче).
- Почему? (Мы не знали, как печатается цифра 7).
- Где вам могут пригодится новые знания? (В школе).
- Я очень рада, что вы добрые и отзывчивые дети!
- Наша занятие подошло к концу.