Ольга Некрасова
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4–5 лет) «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель Некрасова О. В.
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область : Познание
Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.
Программное содержание:- Развивать умение образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать сложные прилагательные (ОО "Коммуникация").- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, ед. числа (ОО "Коммуникация"). - Уточнять представление детей о непростой жизни зимующих птиц, обобщающем слове птицы (ОО "Познание").- Стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций (ОО "Коммуникация", "Познание").- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. (ОО "Социализация").
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цели: Развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления (логоритмические упражнения, игра «Угадай на ощупь», игра «Кого не стало»). Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти (загадки, прослушивание музыки). Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему "Зимующие птицы".
2. Рассматривание иллюстрации о птицах.
3. Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях.
4. Чтение книг В. Бианки "Синичкин календарь", Снегирев Г. "Про птиц", стихотворения о птицах.
5. Д/и "Птица - не птица", "У кого что?", «Скажи какая? какой?»
Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, снегирь, изображение кормушки, музыкальное произведение Вивальди «Зима», запись «пение птиц».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: (звучит аудио запись Вивальди "Зима"). На фоне музыки воспитатель читает стихотворение:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири.
(авт. Е. Авдиенко)
Воспитатель: О каком времени года написано это стихотворение? (зима). Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний лес, который может подарить вам интересные встречи. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.
Звучит запись «Голоса птиц».
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы ищите отгадки среди картинок.
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
(Снегирь)
- Какая грудка у снегиря? (Красная.)
Дидактическая игра: «Скажи какая? какой?»
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
2. Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеницу.
Кто узнал её?
(Синица)
- Какая грудка у синички? (Желтая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)
3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая
Вещунья белобока,
А зовут ее…
(Сорока.)
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А ещё у сороки длинный хвост. Значит она какая? (Длиннохвостая).
4. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(Ворона)
- Какого цвета у вороны крылья? Чёрные. Значит она какая? (Чернокрылая).
5. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает.
(Воробей)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
(Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой.)
Пластический этюд "Воробушек" (метод эмпатии - образно - пластическое творчество детей).
У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки,
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины. Вороны питаются очистками, остатками пищи.
Игра «Определи корм на ощупь».
- У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм.
А теперь давайте накормим наших птичек.
Практическая деятельность АППЛИКАЦИЯ.
Воспитатель достаёт картинку с изображением кормушки.
Воспитатель обращается к детям и побуждает их выбрать понравившуюся птичку. Дети выбирают и приклеивают фигурки птиц на край кормушки.
- К нашей кормушке прилетели и большие и маленькие птицы. А как можно назвать ласково маленькую птичку?
Дети: Воробей – воробушек. Голубь – голубок. Синица – синичка. Снегирь – снегирек.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что птицы тоже умеют играть? Хотите узнать как?
Воспитатель произносит заклинание: - «Вокруг себя раз повернись, в сороку ты превратись».
Разминка «Сорока».
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Летела сорока, сорока-белобока. (Бегут на носочках)
Летела, летела, на берёзу села. (Садятся на корточки)
Хвостом повертела. (Отводят руки за спину, крутят кистями)
По сторонам поглядела. (Поворачивают голову вправо-влево)
И дальше полетела. (Бегут на носочках)
После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание» : - «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись».
Поиграем в игру «Кого не стало?»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки, а теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).
Воспитатель: Раз, два, три – смотри. Дети называют, какой картинки не стало.
Воспитатель: Вот и все птицы улетели. Но мы не будем расстраиваться, они еще не раз прилетят к нашей кормушке. А сейчас вспомните, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о птицах.
Воспитатель: Правильно, о тех птицах, которые не улетают в теплые края. Назовите, какие это птицы? Дети перечисляют.
Воспитатель: Мы говорили о птицах, каких?
Дети: Мы говорили о зимующих птицах.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, Давайте погладим себя по голове и скажем: "Я сегодня - молодец!".