Ольга Некрасова
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4–5 лет) «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель Некрасова О. В.
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область : Познание
Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.
Программное содержание:- Развивать умение образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать сложные прилагательные (ОО "Коммуникация").- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, ед. числа (ОО "Коммуникация"). - Уточнять представление детей о непростой жизни зимующих птиц, обобщающем слове птицы (ОО "Познание").- Стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций (ОО "Коммуникация", "Познание").- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. (ОО "Социализация").
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4–5 лет) „Птицы зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цели: Развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления (логоритмические упражнения, игра «Угадай на ощупь», игра «Кого не стало»). Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти (загадки, прослушивание музыки). Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему "Зимующие птицы".
2. Рассматривание иллюстрации о птицах.
3. Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях.
4. Чтение книг В. Бианки "Синичкин календарь", Снегирев Г. "Про птиц", стихотворения о птицах.
5. Д/и "Птица - не птица", "У кого что?", «Скажи какая? какой?»
Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, снегирь, изображение кормушки, музыкальное произведение Вивальди «Зима», запись «пение птиц».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: (звучит аудио запись Вивальди "Зима"). На фоне музыки воспитатель читает стихотворение:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири.
(авт. Е. Авдиенко)
Воспитатель: О каком времени года написано это стихотворение? (зима). Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний лес, который может подарить вам интересные встречи. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.
Звучит запись «Голоса птиц».
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы ищите отгадки среди картинок.
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
(Снегирь)
- Какая грудка у снегиря? (Красная.)
Дидактическая игра: «Скажи какая? какой?»
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
2. Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеницу.
Кто узнал её?
(Синица)
- Какая грудка у синички? (Желтая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)
3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая
Вещунья белобока,
А зовут ее…
(Сорока.)
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А ещё у сороки длинный хвост. Значит она какая? (Длиннохвостая).
4. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(Ворона)
- Какого цвета у вороны крылья? Чёрные. Значит она какая? (Чернокрылая).
5. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает.
(Воробей)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
(Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой.)
Пластический этюд "Воробушек" (метод эмпатии - образно - пластическое творчество детей).
У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки,
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины. Вороны питаются очистками, остатками пищи.
Игра «Определи корм на ощупь».
- У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм.
А теперь давайте накормим наших птичек.
Практическая деятельность АППЛИКАЦИЯ.
Воспитатель достаёт картинку с изображением кормушки.
Воспитатель обращается к детям и побуждает их выбрать понравившуюся птичку. Дети выбирают и приклеивают фигурки птиц на край кормушки.
- К нашей кормушке прилетели и большие и маленькие птицы. А как можно назвать ласково маленькую птичку?
Дети: Воробей – воробушек. Голубь – голубок. Синица – синичка. Снегирь – снегирек.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что птицы тоже умеют играть? Хотите узнать как?
Воспитатель произносит заклинание: - «Вокруг себя раз повернись, в сороку ты превратись».
Разминка «Сорока».
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Летела сорока, сорока-белобока. (Бегут на носочках)
Летела, летела, на берёзу села. (Садятся на корточки)
Хвостом повертела. (Отводят руки за спину, крутят кистями)
По сторонам поглядела. (Поворачивают голову вправо-влево)
И дальше полетела. (Бегут на носочках)
После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание» : - «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись».
Поиграем в игру «Кого не стало?»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки, а теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).
Воспитатель: Раз, два, три – смотри. Дети называют, какой картинки не стало.
Воспитатель: Вот и все птицы улетели. Но мы не будем расстраиваться, они еще не раз прилетят к нашей кормушке. А сейчас вспомните, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о птицах.
Воспитатель: Правильно, о тех птицах, которые не улетают в теплые края. Назовите, какие это птицы? Дети перечисляют.
Воспитатель: Мы говорили о птицах, каких?
Дети: Мы говорили о зимующих птицах.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, Давайте погладим себя по голове и скажем: "Я сегодня - молодец!".