Аноним
Конспект НОД «Знакомство с тундрой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
(для детей подготовительной группы)
Тема: «Знакомимся с тундрой"
Цель: дать представление о природной зоне Земли - тундра.
Задачи:
1. Познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с тундрой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
2. Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически,объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;
3. Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.
Словарная работа: пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг.
Материальное обеспечение:
Животные тундры, карта природных зон России, две коробки, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, корзинка с клюквой, слайды о тундре, фоновая музыка «ветер»,макеты материков,фигурки животных, «цветик-семицветик».
Предварительная работа: беседа о животных тундры, проведение опытов, проведение занятий о Антарктиде,о пустыне, изучение животных и особенностей климатических зон, работа с картой, заучивание согревающего массажа.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
В: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
В: А что это за коробки? Вы не знаете? Давайте посмотрим, что там? (в одной фотография морского слона, а в другой - лемминга). Кто же это? И где он живет? (обращает внимание на морского слона) Мы в прошлый раз путешествовали на его Родину. А кто же здесь? (достает фотографию лемминга (Ответы детей). Хотите узнать кто это? Тогда давайте отправимся на его Родину и узнаем? А где же он живет?
В:Ребята, а в коробке ещё что- то есть (достает светло-фиолетовые квадраты небольшого размера) Какого они цвета и зачем они нам нужны? На карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- фиолетовым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание. (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте) Как же называется эта природная зона? (читают дети на карте – тундра) Ну что отправимся туда?
В: Где же наш цветик- семицветик, который помогает нам в путешествии. Какой лепесток мы отрывали в прошлый раз? А какой же лепесток мы оторвем сейчас? (светло- фиолетовый) Почему? Скажем слова: Лети, лети лепесток с запада на восток и нам помоги тундру найти. (фоновая музыка – ветер)
В: Вот мы и на месте (выключается свет, звучит музыка, создаётся «звёздное небо»).
Рассказ воспитателя сопровождается слайдами из мест тундры и фоновой музыкой : тому,кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами она покажется Спящей царевной. В тундре холодно, пустынно и просторно. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Климат в тундре мягче и теплее, чем в Антарктиде. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить не проваливаясь на вездеходах и лыжах. Как средство передвижения люди используют оленьи упряжки. Поверхность тундры напоминает волны. Вот такие причудливые формы можно здесь увидеть.
В:Ребята, на снежных заносах можно увидеть животных (слайды - животные тундры) .Мы с вами уже знакомились с животными тундры, что же мы можем о них рассказать? (дети рассказывают о животных, дополняют друг друга) А вот и наш необычный зверь. (фотография лемминга) Это, ребята, лемминг (рассказ воспитателя о нем)
Согревающий массаж.
В: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом)
Нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен.
Щечки дружно растираем
И про нос не забываем!
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее
И ладошки прижимаем
Сильно- сильно растираем.
Солнышко, выходи,
Нам согреться помоги!
В: А как вы думаете в тундре всегда так холодно? А здесь бывает весна, лето, осень.? Да действительно, лето в тундре, конечно же, бывает! И сейчас в тундре произойдет чудо и мы попадем в лето! Давайте закроем глаза и повернемся вокруг себя! (просмотр слайдов «Лето в тундре).Весной быстро, как будто по взмаху волшебной палочки, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать лето для цветения. Лето короткое и прохладное, вечерами бывают заморозки. В июле тундра расцветает- полярные маки, одуванчики, незабудки! Тундра богата ягодными кустарниками- клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только на 10- 30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Особенно красива тундра осенью! Она напоминает цветущий разноцветный ковер.
Ребята, а чем летом покрыта земля в тундре? (болотами). А почему же летом становится много болот, ведь здесь не выпадает много дождей? А почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент. Подходите к нашей лаборатории, будем разбираться вместе!
Проведение эксперимента.
Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно) и два стакана с водой.
В: Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.
Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло (Вода ушла в землю)
Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности) почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? Давайте раскопаем землю. Что там? (ответы детей - стекло). В тундре, конечно, не стекло мешает воде. А что?За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля- её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуются болото. Поэтому и говорят, что в тундре 2 периода : снежный и мокрый!
Подведение итогов: Мы побывали с вами в двух природных зонах (на столе разложены фигурки животных разных природных зон, давайте разместим животных по местам их обитания. (дети размещают животных на макеты материков). А почему мы оставили этих животных? (потому что они живут в других природных зонах). Их мы заберем с собой. А еще животные тундры приготовили нам подарок - корзинку ягоды, которая растет здесь. Кто помнит как она называется? Давайте возьмем корзину и угостим всех детей нашей группы.
В:А теперь пришла пора возвращаться нам в детский сад. Где же наш цветик - семицветик? Какой же мы оторвем лепесток сейчас? Произнесем слова: Помоги нам, лепесток, попасть в дом родной! Вот мы и в детском саду!
- В какой же природной зоне Земли мы сегодня побывали?
Ребята, на этом наши путешествия не заканчиваются, в следующий раз мы отправимся с вами на родину вот этого животного (показывает фотографию тушканчика).