марина козлова
Конспект НОД «Зимующие птицы» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цели:
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, кормушка; изготовить «пряники» для птиц; воспитывать аккуратность в работе.
Материалы и оборудование:
фотографии зимующих птиц;
плакат «Зимний лес»;
шаблоны «пряников»;
клейстер;
корм для птиц.
Содержание организованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя.
С. Есенина" Поет зима-аукает"
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «прячутся» птицы).
- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. Я буду описывать вам птицу, а вы должны угадать птицу. (после угадывания птица вывешивается на дерево).
ИГРА «Узнай птицу по словестному описанию»
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
- Молодцы. Все эти птицы вам хорошо знакомы их можно увидеть на улицах города, в парках, скверах. А сейчас я познакомлю вас с птицами, которые обитают в лесах Ярославской области и очень редко появляются в городе.
(воспитатель показывает птичку и рассказывает о ней).
Поползень – такое название говорит само за себя: значит, кто-то ползает. Поползень не ползает, а бегает, притом очень ловко. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой так же хорошо, как вверх головой. Бегая, поползень постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечку или зернышко. Поедает жёлуди, орешки кедровой сосны, лещины, семена липы, хвойных деревьев, ягоды черёмухи. С осени запасает себе корм. Населяет парки, смешанные леса, обитает в населённых пунктах.
Сойка. Оседлый вид. Населяет смешанные. Лиственные и хвойные леса, мелколесья, встречается в пригородах. Всеядна. Делает запасы желудей, пряча их в трещинах и в земле. В особо суровые зимы перебирается ближе к человеческому жилью, где обращает на себя внимание яркой окраской, подвижным и шумным поведением.
Глухарь. Оседлая, самая крупная птица наших лесов. Населяет леса различного типа, где растёт хотя бы изредка сосна и много ягодников. Большую часть года глухарь ведёт наземно – древесный образ жизни. По характеру питания глухаря можно считать растительноядным. Всю долгую зиму питается колючей и жёсткой сосновой хвоей, почками.
Тетерев. Тетерев встречается почти во всех районах Ярославской области. Держатся в одиночку и стаями. Самцов часто увидеть на вершинах небольших деревьев. Основной корм зимой - берёзовые почки и серёжки. В зимний период держатся большими стаями, ночуют в снегу. В метель или пургу могут сутками не выходить из укрытия.
Чиж. Обычный в Ярославской области кочующий вид. Иногда ведёт оседлый образ жизни. Предпочитает еловые леса, может селиться в парках, скверах, рощах. Одна из самых симпатичных и весёлых птичек. Питается семенами ольхи, берёзы, ели, сосны и сорных трав. Зимой вместе с синицами и воробьями часто прилетает к кормушке.
Чечётка. Занесена в Красную книгу Ярославской области как малочисленный вид. Чаще встречается стайками в период зимних кочёвок. Населяет редколесья, кустарниковые заросли, встречается в населённых пунктах. Питается уцелевшими семенами в шишечках ольхи, берёзовыми и ольховыми почками, семенами ели, вереска и осок.
Свиристель Северный житель, кочёвки начинает уже в августе, откочевывают южнее. Зимой клюет ягоды рябины, калины, боярышника. Свиристели стайками налетают на рябину. Очень быстро склёвывают ягоды и очень быстро перелетают на новые деревца и кустарники. После их пиршества на снегу остаются ягодные кляксы. Свиристели, в отличие от снегирей, раздавливая,
Актуализация знаний.
- Что бы вы лучше запомнили этих птичек, я загадаю вам загадки.
Птичка шумная, свищит.
Прозывался он - ямщик.
Схватит в клюв жука - еда.
По стволам туда- сюда
Ползает он целый день
Называют. (Поползень)
Помнишь, как-то раз зимой
В лес ходили мы с тобой?
По тропинке шли – вдруг раз! –
Снег посыпался на нас:
На заснеженную ель
Села птица. (свиристель).
Звонкий крик:
-Ячет-чета.
Все в лесу услышат чётко
Щебетанье, суета-
Это ведь
(Чечетка).
Он живёт в лесу на ёлке
Воробью он брат, малыш.
Он поёт красиво, звонко,
А зовут его все
(Чиж)
Любит побеги,
С берёзы серёжки,
Прыгает в снег,
С сука на опушке,
На ночь зарывается,
Как птица называется?
(Тетерев)
Утром рано движенье и гомон,
Здесь в бору в переливах зари,
На поляне токуют со стоном,
Бьются, перья летят. (Глухари)
Чужие гнёзда разоряют,
И страха пред змеёй не знают,
Различным звукам подражают,
В корм желуди предпочитают,
Красивы и в лесу живут.
– Как этих птиц, скажи, зовут?
(Сойки)
- Молодцы, узнали всех птиц.
Физминутка.
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Зимующие птицы не боятся морозов, но они боятся голода. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Чем мы может помочь зимующим птицам, что нам нужно сделать, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
- Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.
- перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все пряник готов.
Итог занятия.
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
-Давайте наши пряники возьмем с собой на прогулку и развесим на деревья на нашем участке.
- Мне очень понравились ваши угощения для птиц. Я думаю птицы очень обрадуются и скажут вам спасибо!