Елена Дмитриева
Конспект НОД «Затейливые нити» по художественному творчеству в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Вид Интегрированное
Тип Художественное творчество
Группа Подготовительная
Форма проведения Групповая
ФГОС Интеграция образовательных направлений: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие».
Тема «Затейливые нити»
Цель Знакомство с кружевом, как видом декоративно- прикладного искусства
Задачи
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Затейливые нити“ по художественному творчеству в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
Дать представление об особенностях кружевоплетения, как вида декоративно-прикладного искусства;
Упражнять в составлении простейших узоров из двух-трёх повторяющихся элементов;
Развивающие:
Развивать интерес к истории декоративно-прикладного искусства;
Способствовать развитию воображения, чувства ритма, эстетического вкуса;
Развивать моторику рук;
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к изделиям народных мастеров, чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами;
Воспитывать уважение к труду рукодельниц;
Воспитывать навыки социального поведения в обществе, желание помогать в беде.
Словарь Марья-искусница, кружева, кружевоплетение, кружевница, вязание, плетение, шитьё, крючок, коклюшки, игла, кружевные изделия (воротничок, манжеты, салфетка, накидка, подузорник, узор, часть узора.
Оборудование и материалы
Демонстрационный материал:
Игрушка Белочка, письмо от Марьи-искусницы, русский национальный костюм для неё, вязаные и плетёные кружевные изделия, иллюстрации с изображением инструментов для создания разных кружев, элементы узоров из бумаги, звукозапись русской пляски Калинка».
Раздаточный материал: кружевные платочки для каждого ребёнка, бумажные силуэты воротничков, тонированные в голубой, сиреневый и др. тона.
Предварительная работа
Рассматривание морозных узоров на стекле;
Рассматривание заснеженных деревьев, кустарников, травянистых растений.
Ход НОД
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости пришла Белочка, только она почему-то плачет! Что за беда у неё случилась?
Белочка:
- Я очень хотела подарить своей маме кружевной воротничок, стала его гладить и сожгла горячим утюгом (показывает дырку на воротничке, плачет).
Воспитатель:
- Как мы можем помочь Белочке, ребята? (дети предлагают купить или сшить новый воротничок и т. д.)
- Я знаю, кто нам сможет помочь, Марья-искусница.
Воспитатель показывает детям полученное письмо в конверте, который украшен красивыми узорами. Открыв конверт, обнаруживает в письме загадку от Марьи -искусницы, читает детям:
Я длинная и тонкая,
И смотана в клубок,
Сбежала от котёнка я
В укромный уголок (нить)
Воспитатель :
- В награду за то, что вы отгадали её загадку, Марья -искусница приглашает вас в свою мастерскую.
Под русский наигрыш дети заходят в зал, который оформлен в русском народном стиле, их встречает Марья- искусница (переодетый воспитатель)
Марья-искусница:
- Здравствуйте, дети! Спасибо вам за то, что отгадали мою загадку и пришли ко мне в гости. Это моя мастерская. Здесь я работаю – шью, вяжу, плету кружева. А вы знаете что такое – кружева? Попробуйте их отыскать среди моих изделий! (дети находят, приносят и с помощью педагога раскладывают на скамье кружевные изделия).
Марья Искусница предлагает детям сесть на стулья, которые расставлены на ковре полукругом.
- Давайте рассмотрим предметы, которые вы выбрали и вспомним - как они называются (воспитатель помогает детям назвать изделия, подсказывает и объясняет неизвестные названия, такие как «подузорник»
- Как же вы догадались, что это кружева? Чем они отличаются от других изделий? Из чего сделаны? (ответы детей)
- Нити очень тонкие, они легко рвутся, поэтому обращаться с кружевными изделиями нужно очень бережно, гладить слишком горячим утюгом их нельзя!
- Слово «кружево» происходит от слова «окружать», украшать нарядной отделкой. Кружевоплетение известно на Руси издавна. Им обычно занимались женщины. Платья царей, князей украшали кружева из золота, а бедные люди украшали свою одежду льняной ниткой. Кружева бывают плетёные, вязаные, шитые. Кружевницы – мастерицы начинали заниматься плетением, вязанием или шитьём кружев с ранних лет. Научиться плести кружево достаточно сложно. Кружевницы должны приложить к работе свои руки и сердце.
Кружево – удивительное творение человеческой фантазии. Русские кружева известны не только в России, но и в других странах. Сегодня наши кружева можно увидеть в музеях, на выставках народного промысла.
Марья-искусница читает детям строчки:
Стучат коклюшки:
Стук – стук – стук!
И чудо появилось вдруг-
Платочек - весь из белой нити
Прекрасно выполнен – взгляните!
Достает из шкатулки кружевные платочки и предлагает потанцевать танец под русскую народную мелодию «Калинка».
- Как вы думаете, с помощью каких инструментов можно сделать такие красивые изделия? (предположения детей)
- Кружева можно вязать с помощью крючка или спиц (предлагает детям найти и показать эти предметы на картинке).
- Существуют кружева, которые шьют с помощью иголки (показывает картинку).
- Но самые знаменитые на Руси кружева плетут в Вологде с помощью вот таких палочек, они называются коклюшки.
(дети рассматривают картинку)
- Посмотрите, какие тонкие, непрерывные линии, необычные цветы, завитки, листочки, также можно увидеть птиц и зверей.
- Я предлагаю вам попробовать составить кружевной узор из частей.
Марья-искусница проводит дидактическую игру «Составь узор» при помощи готовых бумажных элементов.
- О каких изделиях мы с вами сегодня говорили?
- Что больше всего вам понравилось в моей мастерской?
Марья -искусница прощается с детьми, обещает побывать у них в гостях и дарит им бумажные силуэты воротничков.
Дети с воспитателем возвращаются в группу и украшают бумажные воротнички узорами с использованием изобразительных материалов по выбору. Белочка рассматривает и благодарит за работы, которые дети ей дарят.