Бочарова Наталья
«Загадки русской старины». Конспект НОД для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Загадки русской старины»
Цель : продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области.
Задачи:
Образовательная:
закрепить знания детей о русской народной кукле : тряпичной, деревянной, глиняной; учить различать элементы мужской, женской и девичьей одежды,
продолжать учить детей создавать декоративные образы, соотнося их по цвету с фоном;
учить детей составлять узор для украшения сарафана по представлению;
Публикация «„Загадки русской старины“, Конспект НОД для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Развивающая: развивать пространственное воображение и логическое мышление при составлении целого из частей;
развивать ловкость и быстроту при игре в русские народные подвижные игры;
Воспитательная: создать положительный эмоциональный настрой при проведении занятия; воспитывать у детей нравственные качества: трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, дружелюбие.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (аппликация).
Словарь: рубаха, юбка-понева, завеска, бусы (гайтан, лапти, сорока, штаны-портки, онуча, картуз, дымковская барыня-водоноска, деревянная матрешка, тряпичная кукла-закрутка.
Материал: куклы в костюмах Белгородской области, дымковские барыни, матрешки, тряпичные куклы-закрутки, бумажные куклы и сарафаны (по количеству детей, клей, кисти, ножницы, салфетки, цветная фактурная бумага, платочек, дидактические игры «Собери костюм» и «Сложи картинку», сундучок, фонограммы русских народных мелодий.
Ход занятия
1Организационный момент. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Назовите мне, пожалуйста, свои любимые игрушки. Машинки, кубики, солдатики – это игрушки мальчиков. А во что больше всего любят играть девочки? Конечно, в куклы. У меня в детстве тоже была любимая кукла – с длинными волосами, с голубыми глазами, моя куколка (ее звали Рита) умела закрывать и открывать глаза. Я ее очень любила. И моя мама тоже играла в куклы, и мама моей мамы. А вот у бабушки моей бабушки была кукла, очень необычная для нас. Хотите узнать, какая? Отгадайте загадки. Отгадки лежат в этом волшебном сундучке. Кто загадку отгадает, тот куколку достанет.
2. Отгадывание загадок
Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка старинная, но такая милая!
Кто отгадает? Молодец, Саша! Это тряпичная кукла-закрутка. Произносим волшебные слова: «Сундучок-сундучок, открывай свой бочок!» Бери, Саша, куколку.
Ай да девица-душа! Посмотри, как хороша!
Щечки алые горят, удивительный наряд:
Клетчатая юбочка, фартук полосатый,
На полосках точки, а вокруг кружочки.
- Кто догадался, о чем речь? Молодец, Дима! - Это дымковская барыня. Не забудь про волшебные слова, открывай сундучок.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
Что же это за подружки?
Ах, красавицы стоят! Улыбаются, глядят,
Веселы, румяны, одеты в сарафаны.
Можно всех в одну собрать. Как красавиц тех назвать?
- Умница, Виолетта! Это матрешки.
3. Беседа.
Воспитатель: Вот, ребята, какими куклами играла бабушка моей бабушки. Назовите их, пожалуйста.
Дети: Это дымковская барыня, ее лепили из глины. Деревянная матрешка. Тряпичная кукла-закрутка.
Воспитатель: Дети, как можно назвать все эти игрушки? Они новые или старинные?
Дети: Это старинные игрушки.
Воспитатель: А где находятся все наши старинные игрушки? Как называется то место в группе, где живут все эти куклы?
Дети: Это музей.
Воспитатель: Что же такое музей?
Дети: Музей – это место, где хранятся старинные предметы, вещи, игрушки.
Воспитатель: В каких музеях вы бывали? Пожалуйста, поставьте кукол на полочки нашего музея, каждую рядом со своими подружками. Ребята, а в сундучке есть еще один сюрприз. Хотите узнать, какой?
4. Дидактическая игра «Сложи картинку».
На каждого ребенка конверт белого (5шт.) и красного (5шт.) цвета, в каждом конверте – разрезанные на 6 частей картинки с изображением матрешки и дымковской барыни. Дети собирают картинки под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Пожалуйста, соберите целую картинку из частей. Молодцы! Теперь положите карточки в свой конверт.
5. Физминутка.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились. Хотите поиграть? Давайте вспомним старинную русскую игру «Барашеньки крутороженьки».
6. Сюрпизный момент.
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» выходит девочка в русском народном костюме.
Девочка: Здравствуйте, ребята! Я на праздник к вам пришла и подарки принесла.
Показывает куклу в русском народном девичьем костюме.
- Посмотрите, что за диво! Кукла хороша, красива.
Это кукла – девочка. Вот рубаха белая,
Сарафан расписанный, ленточка в косе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый наряд у куклы. Кто знает, что это за костюм?
Дети: Кукла одета в костюм, который носили в Белгородской области в старину.
Воспитатель: А как раньше одевались взрослые люди, мужчины и женщины, вы знаете?
Дети: В нашем маленьком музее есть куклы в таких старинных костюмах.
Воспитатель: Подойдем поближе, рассмотрим кукол.
7. Игра «Передай платочек».
Воспитатель:
Предлагаю поиграть,
Во что одета кукла, рассказать.
Становитесь вы все в круг,
Платок передавайте,
Все элементы костюма называйте.
Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан, лапти, сорока - комплекс женского костюма.
Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-порты, лапти, онуча, картуз.
8. Игра «Собери костюм».
Воспитатель:
Молодцы, удальцы! Еще хотите поиграть?
А теперь костюм наш русский
Предлагаю всем собрать.
Дети собирают костюмы из частей.
9. Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей.
Воспитатель: Ребята, у нас в волшебном сундучке есть еще один подарок – бумажные куклы. Оказывается, с бумажными куклами тоже можно играть.
Только мастерица, которая шила им сарафаны, не успела их украсить, и попросила вас помочь ей. Поможем?
- Я рада, что вы откликнулись на просьбу. Вы очень трудолюбивые, добрые и отзывчивые. Про таких людей есть русские народные пословицы. Кто назовет пословицы о труде?
Пожалуйста, проходите на свои места, подумайте, как бы вам хотелось украсить сарафан для своей куколки.
Дети выполняют аппликацию под мелодию «Вологодские кружева»
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые сарафаны получились! Давайте нарядим в них кукол. Какие красавицы! Мне кажется, они от радости готовы пуститься в пляс! А вы не хотите станцевать?
Дети исполняют русскую народную плясовую.
Рефлексия. Итог занятия.