Марина Филиппенкова
Конспект НОД «Электричество плохое или хорошее?» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное образовательное учреждение
Кадетская школа
Дошкольное отделение «Космос»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Электричество плохое или хорошее»
Подготовила: Филиппенкова М. И.
воспитатель
г. Люберцы 2023 г.
Цель: обобщить и расширить знания детей об электричестве.
Публикация «Конспект НОД „Электричество плохое или хорошее?“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Задачи: познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности; развивать стремление к поисково- познавательной деятельности; способствовать развитию мыслительной активности, умению наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы:
1. Игрушка- машинка, работающая на батарейках.
2. Карточки к дидактической игре "Найди пару". (Ковер – пылесос; швейная машина – рваное платье; стиральная машина – грязный фартук; торт – миксер; колбаса – холодильник; волосы – фен; солнце – вентилятор и др.).
3. Карточки - схемы по правилам пользования электроприборами.
4. Обруч для игры «Все вместе».
5. Оборудование для опытов:
Опыт 1: Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2: Пластмассовые расчески по количеству детей, полоски бумаги.
Опыт 3: Шерстяной платок, шелковый фартук, пластмассовые шарики, линейки, перышки, пенопласт.
Опыт 4: На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта, шерстяная варежка.
Опыт 5: Два воздушных шарика, висящих на длинных нитках, емкость с водой.
Опыт 6: Брызгалки с водой или лейки.
Опыт 7: Перец черный молотый, соль, шарики, шерстяная ткань.
Опыт 8: Алюминиевая банка, шарик, шерстяная ткань.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась новая игрушка- машинка. Давайте с ней поиграем. Почему машинка не двигается? Что случилось?
Воспитанники: (высказывания детей)
Воспитатель: Правильно, нет батарейки. Сейчас мы попробуем ее вставить. А как правильно это сделать? (Минус к минусу, плюс к плюсу). Игрушка заработала, почему?
Воспитанники: (высказывания детей)
Воспитатель: Что же за сила такая скрывается в батарейках?
Воспитанники: (высказывания детей)
Воспитатель: Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток и она заработала. Ребята, а у нас в группе есть электричество?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Как вы догадались?
Воспитанники: В группе есть розетки, выключатели, лампы.
Воспитатель: Что работает с помощью электричества?
Воспитанники: (называют электроприборы)
Воспитатель: Они помогают человеку?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Сейчас мы вспомним какие действия совершают разными электроприборами. (утюгом – гладят белье; миксером – взбивают крем; феном – сушат волосы; лампой – освещают комнату; пылесосом – чистят ковер; в холодильнике – хранят продукты; в чайнике – кипятят воду; на электроплите – готовят еду и т. д.).
Воспитатель: Как все эти приборы называются?
Воспитанники: Электроприборы.
Воспитатель: Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники и делают нашу жизнь удобной. Без них человеку было бы трудно. А чтобы все эти приборы «ожили» и заработали, что нужно сделать?
Воспитанники: Включить их в розетку.
Воспитатель: Про то невидимое, что сидит в розетке и заставляет приборы работать - придумали загадку.
Он всем несет тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам.
Что это, ребята?
Воспитанники: Электрический ток.
Воспитатель: А вы знаете, откуда электрический ток попадает в наш дом?
Воспитанники: (ответы детей, затруднения с правильным ответом).
Воспитатель: Электрический ток вырабатывается на больших, мощных электростанциях. Оттуда он бежит по проводам, спрятанным глубоко под землей или очень высоко над землей, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны. Вот этот провод – дорожка (показать провод). Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, детские сады, школы, больницы.
Воспитатель: Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно. А скажите, ребята, электричество может быть опасно для человека?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Выберете карточки - схемы, которые относятся к электричеству.
1. Нельзя засовывать в розетку пальцы, посторонние предметы, особенно металлические! Почему? –Ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.
2. Нельзя касаться руками оголенных проводов! Почему? – По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток и его удар может быть смертелен.
3. Нельзя мокрыми руками касаться включенных электроприборов! Почему? – Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
4. Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы! Почему? – Они могут стать причиной пожара.
5. Нельзя перегружать работой электроприборы! Почему? – Может произойти замыкание и это приведет к пожару.
6. Нельзя пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Почему? – Это приведет к пожару.
7. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!
Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством! Оно опасно.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».
Оно не опасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.
Коммуникативная игра «Все вместе»
- Это наш волшебный корабль (на полу лежат обручи).
- Кто первый войдет в наш корабль? Первый ребенок приглашает следующего: "Маша, я был бы рад видеть тебя в космическом корабле" и т. д. (звучит музыка)
- Вот мы и в волшебной стране.
Опыт 1.
- Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите- как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: в наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт 2.
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите расческу к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (Нет).
- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к расческе).
- Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыты 3, 4.
- Девочки, возьмите пластмассовые шарики, а мальчики – линейки. Прикоснитесь к перышкам. Что вы видите?
- Лежат спокойно.
- Сейчас попробуем сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать?
- Потереть.
- Ловите электричество. Прикоснитесь шариками к пенопласту, а линейками к перышкам. Что происходит?
- Предметы притянулись, прилипли.
Вывод: доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 5, 6.
- А еще в этой волшебной стране живут два друга- шарика. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке). Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу?
- Отталкиваются.
- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом. А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы?
- Намочить расческу.
- Как же снять электричество с одного шарика?
- Намочить его с помощью брызгалки.
- Что произошло с шариками?
- Они притянулись друг к другу, помирились. Почему?
- Ответы детей.
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянутся друг к другу.
Опыт 7.
- Я предлагаю проверить, где еще может жить статическое электричество. У меня есть соль и перец. Ловите электричество с помощью шарика и шерстяной ткани. Натираем шарик тканью и подносим к перцу. Что происходит?
- Перец прилип к шарику.
- Теперь делаем то же, только с солью. Что происходит?
- Шарик не притягивает соль.
- Почему?
- (предположения детей)
Вывод: Соль – это кристалл и не имеет заряда. Перец – это вещество, которое имеет свойство заряжаться и притягиваться.
Опыт 8.
- Ребята, на столе лежит алюминиевая банка из-под колы. Сможет ли наш шарик сдвинуть ее с места?
- (ответы детей).
- Ловим электричество, подносим к банке. Что происходит?
- Банка катится за шариком.
- Почему?
- Ответы детей.
Вывод: часть электрических частиц переходит на банку и притягивает ее к себе.
Итог.
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились добывать доброе электричество. Как мы его добывали?
- Ловили в волосах и одежде.
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- (ответы детей).
- Это электричество опасно?
- Нет, оно доброе, не опасное, с ним можно играть.
- Ребята, нам пора прощаться с волшебной страной. А давайте на память возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными, не электрическими. Как снять электричество с шариков?
- Смочить водой. (Дети брызгают на шарики воду)
Релаксационная пауза.
- А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
- Какие вы молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из вас должен помнить, как правильно обращаться с электричеством и пользоваться электрическими приборами. А теперь можете поиграть с воздушными шариками.