Ольга Коктомова
Конспект НОД «Экскурсия в краеведческий музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в краеведческий музей
Цель: Ознакомление детей с особенностями человеческого жилья на севере в старину через знакомство с мини-музеем «Русская изба».
Задачи:
Обучающие.
1. Формировать у детей представления о северной избе, особенностях человеческого жилья на севере.
2. Способствовать получению знаний у детей об истории строительства северной избы.
3. Способствовать получению представлений у детей о крестьянском хозяйстве и бабьем куте.
4. Создать условия для знакомства детей с изделиями из дерева, бересты, глины, металла.
Развивающие.
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия в краеведческий музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
1. Развивать у детей умение отгадывать загадки.
2. Обогащать словарь детей (Иглу, шатёр, изба, наличники, ставни, конёк, резьба, витые, амбар, хлев, утварь, чугун, ухват, туесок, кадушка, кринка, корешатик, бабий кут).
Воспитывающие:
1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе решения познавательной задачи.
2. Воспитывать уважение к предметам чужого труда.
3. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.
4. Прививать любовь к своей малой родине-русскому Северу.
Предварительная работа:
1. Рассматривание предметов русского быта.
2. Разучивание пословиц.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных домов.
4. Беседа о домах.
5. Рассматривание иллюстраций с украшением домов (ставни, наличники, деревянный конёк, витые столбы, кружевная резьба). Знакомство с посудой: чугун, ухват, самовар, туесок, кадушка, горшок, сито, кринка, корешатик.
Методы и приё мы:
Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением домов (иглу, шатёр, глиняный дом, изба). Иллюстрации с изображением резных наличников, ставен, витых столбов, деревянных коньков. Иллюстрации с изображением крестьянского хозяйства: часовня, мельница, амбар, сарай, хлев, баня, колодец.
Ход НОД:
- Посмотрите сколько разных домов. Кто в каком доме хотел бы жить?
- Кто хотел бы жить в этом красивом доме?
- Это глиняный дом, значит, из чего он сделан?
(Из глины).
- Чем покрыта крыша? (Соломой).
- Такой дом можно построить у нас в Яренске?
- Почему?
(Крыша соломенная, промокнет от дождя и снега, да и глины трудно набрать на целый дом).
- А в этом доме кто хотел бы жить?
- Где строили такие дома?
(На крайнем севере).
- Из чего построен дом?
(Из снега).
На крайнем севере много снега и льда, поэтому человек и построил себе дом из снега и назвал его – иглу.
- Можно такой дом построить у нас в Яренске?
- А такие дома где строят?
(В пустыне).
Правильно, в пустыне. Этот дом называется шатёр.
- Чем покрыт шатёр?
(Плотной непромокаемой тканью).
- Почему шатёр покрыт тканью?
(В пустыне один песок, нет леса).
- А в этом доме кто бы хотел жить?
- Где строят такие дома?
(У нас на севере).
-Из чего построен дом?
(Из дерева).
- Как называли эти дома?
(Избы).
Сейчас люди строят дома из дерева и кирпича, а раньше, в старину, все дома были деревянные.
Вам интересно заглянуть в мою старинную деревеньку?
Отправляемся путешествовать в старину. Закрываем глаза.
( Воспитатель переодевается: в сарафан, платок, лапти)
- А деревенька моя совсем рядом, за двумя поворотами. Идём за мной по тропинке.
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
- Как вы считаете, почему Русь называют деревянной?
(Дома строят из дерева).
Мы живём на севере. У нас много лесов, поэтому давным-давно на Руси люди строили избы из дерева, поэтому и Русь называли деревянной. Мою деревеньку называют «Сосенки».
- Как вы считаете, почему?
(Вокруг сосновый лес).
Сначала выбирали место для будущего дома, приглашали батюшку и служили молебен, призывая благословение Божье на доброе дело, на строительство. Старательно выбирали лес для постройки дома. Нижние ряды строили из более прочных пород деревьев: лиственницы, сосны. Сколько было народных умельцев на Руси. Давайте вспомним пословицу: «Человек от лени болеет…» Продолжите.
Дети: а от труда здоровеет.
Искусные мастера собирали всю постройку без единого гвоздя. Дома получались добротные и стояли сто лет.
- Мог ли хозяин один построить такой дом?
- Почему?
- Посмотрите, какие дома высокие, а брёвна длинные. «Чем больше рук, тем легче труд» - говорили в народе. Вот и строили всей деревней. Помогали друг другу.
- Посмотрите внимательно, чем похожи дома?
- Почему входные двери делали низкими?
(Чтобы сберечь тепло).
Входя в избу, человек невольно кланялся, так люди здоровались. Обратите внимание на окна.
- Почему они маленькие?
(Для сохранения тепла).
Стёкла были дорогие, и бедные крестьяне затягивали окна рыбьим пузырём, просмоленной тканью или слюдой.
- Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней, украсить не так, как у соседа.
- Может кто-нибудь знает, как называется то, чем украшали окна?
(Резные наличники, ставни).
- А крышу чем украшали?
(Деревянным коньком, кружевной резьбой).
Лицо дома должно быть красивым, нарядным.
- Чем украшали крыльцо?
(Витыми столбами).
Располагалась изба всегда лицом к дороге. К избам примыкали хозяйственные постройки. Получалось крестьянское хозяйство. Несколько крестьянских хозяйств составляли деревню. В каждой деревне обязательно была часовня и мельница. В крестьянском хозяйстве обязательно был амбар. Кто знает, для чего он был нужен? Вспомните сказку «Колобок». По сусекам поскреби, по амбару помети. Что искала бабка в амбаре? Что хранили в них?
(Муку).
В них хранилась самая главная крестьянская ценность – мука.
- А что же такое сарай?
(В нём хранили орудия труда, повозки, упряжку).
А это хлев.
- Зачем нужен крестьянину хлев?
(Держали скотину).
А как вы думаете, это что?
(Баня, колодец).
-Нравится вам моя деревенька?
А теперь добро пожаловать в мою избу. Дай бог тому, кто в вашем дому. Дорогим гостям, милым детушкам. Сегодня я вас приглашаю в мою любимую часть избы.
- Как называлось место, где женщины готовили, где хранили утварь.
(Бабий кут).
Правильно, бабий кут. Он всегда размещался в правом от печки углу. Этот угол считался царством хозяйки.
- Как обогревали дома?
Для обогрева складывали русскую печь, она занимала почти половину избы.
- Почему раньше говорили: «Без печки хата не хата»?
Хорошая печь гордость и печника и хозяина.
- Давайте покажем, зачем была нужна печь.
Физическая минутка.
«Что мы делали не скажем, а как делали - покажем» (Готовили еду, мылись, парились, спали)
- Обратите внимание, сколько много у меня посуды. Я сейчас буду загадывать загадки, а ответ ищите в моём бабье царстве.
- Сколько ни мучайся, ни три его, а белее не сделаешь. (Чугун)
- Для чего нужен чугун?
(Для приготовления пищи в русской печи).
-Длинная рука, чугунок держит за бока. (Ухват)
- Почему нельзя обойтись без ухвата?
(Чугунок тяжёлый, когда в печке нагреется, можно обжечься).
Поэтому и существует такой помощник – ухват, с его помощью и поднять чугун легче.
- Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар)
- Для чего нужен самовар?
- С берёзы снято, в воде мято, в трубку скрутилось, в посуду превратилось. (Туесок)
- Для чего нужен туесок?
( Хранили жидкость: молоко, воду).
Они очень хорошо сохранялись. Даже в жаркий день молоко не скисало, а вода оставалась холодной.
- С ушами, да не слышит? (Кадушка)
- А может кто-нибудь знает, зачем нужна кадушка?
- Для заготовки впрок солений, квашений, использовали для хранения муки.
- Ещё одна, очень трудная загадка, слушайте внимательно.
- На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл – семью кормить. (Горшок)
- Что раньше готовили в горшке?
(Щи, кашу, картошку).
- Новая посуда – вся в дырках. (Сито)
- Сито для чего нужно?
(Для просеивания муки).
- А как называется эта посуда? (Кринка)
- Кто знает, для чего предназначена кринка?
(Для хранения и подачи молока).
Посмотрите, у меня в хозяйстве есть корешатик.
- Почему он так называется?
- Корень-корешок – корешатик. Он сделан из корешков сосны. В нём хранили хлеб, сладости.
- Из чего сделана моя посуда?
(Из дерева, глины, металла).
Очень мне моя посуда нравится. А какая из этой посуды есть у ваших бабушек и дедушек, а может и у вас дома есть?
- Вещи долго служат хорошим хозяевам.
- Вам понравилось путешествие?
- Что вам понравилось в моей деревне?
- Что вам понравилось в моей избе?
- Приезжайте ко мне, не забывайте меня. Я вам много чего интересного расскажу. Очень вы меня сегодня порадовали своими ответами и знаниями. А сейчас, пожалуйста, мне пора вас обратно в детский сад проводить.
- До свидания, гости дорогие, наделил бы вас господь и житьём и бытьём и здоровьицем.