Приложение МААМ

Конспект НОД «Экскурсия в краеведческий музей»

Ольга Коктомова
Конспект НОД «Экскурсия в краеведческий музей»
▼ Скачать + Заказать документы

Экскурсия в краеведческий музей

Цель: Ознакомление детей с особенностями человеческого жилья на севере в старину через знакомство с мини-музеем «Русская изба».

Задачи:

Обучающие.

1. Формировать у детей представления о северной избе, особенностях человеческого жилья на севере.

2. Способствовать получению знаний у детей об истории строительства северной избы.

3. Способствовать получению представлений у детей о крестьянском хозяйстве и бабьем куте.

4. Создать условия для знакомства детей с изделиями из дерева, бересты, глины, металла.

Развивающие.

Публикация «Конспект НОД „Экскурсия в краеведческий музей“» размещена в разделах

1. Развивать у детей умение отгадывать загадки.

2. Обогащать словарь детей (Иглу, шатёр, изба, наличники, ставни, конёк, резьба, витые, амбар, хлев, утварь, чугун, ухват, туесок, кадушка, кринка, корешатик, бабий кут).

Воспитывающие:

1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе решения познавательной задачи.

2. Воспитывать уважение к предметам чужого труда.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

4. Прививать любовь к своей малой родине-русскому Северу.

Предварительная работа:

1. Рассматривание предметов русского быта.

2. Разучивание пословиц.

3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных домов.

4. Беседа о домах.

5. Рассматривание иллюстраций с украшением домов (ставни, наличники, деревянный конёк, витые столбы, кружевная резьба). Знакомство с посудой: чугун, ухват, самовар, туесок, кадушка, горшок, сито, кринка, корешатик.

Методы и приё мы:

Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением домов (иглу, шатёр, глиняный дом, изба). Иллюстрации с изображением резных наличников, ставен, витых столбов, деревянных коньков. Иллюстрации с изображением крестьянского хозяйства: часовня, мельница, амбар, сарай, хлев, баня, колодец.

Ход НОД:

- Посмотрите сколько разных домов. Кто в каком доме хотел бы жить?

- Кто хотел бы жить в этом красивом доме?

- Это глиняный дом, значит, из чего он сделан?

(Из глины).

- Чем покрыта крыша? (Соломой).

- Такой дом можно построить у нас в Яренске?

- Почему?

(Крыша соломенная, промокнет от дождя и снега, да и глины трудно набрать на целый дом).

- А в этом доме кто хотел бы жить?

- Где строили такие дома?

(На крайнем севере).

- Из чего построен дом?

(Из снега).

На крайнем севере много снега и льда, поэтому человек и построил себе дом из снега и назвал его – иглу.

- Можно такой дом построить у нас в Яренске?

- А такие дома где строят?

(В пустыне).

Правильно, в пустыне. Этот дом называется шатёр.

- Чем покрыт шатёр?

(Плотной непромокаемой тканью).

- Почему шатёр покрыт тканью?

(В пустыне один песок, нет леса).

- А в этом доме кто бы хотел жить?

- Где строят такие дома?

(У нас на севере).

-Из чего построен дом?

(Из дерева).

- Как называли эти дома?

(Избы).

Сейчас люди строят дома из дерева и кирпича, а раньше, в старину, все дома были деревянные.

Вам интересно заглянуть в мою старинную деревеньку?

Отправляемся путешествовать в старину. Закрываем глаза.

( Воспитатель переодевается: в сарафан, платок, лапти)

- А деревенька моя совсем рядом, за двумя поворотами. Идём за мной по тропинке.

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

- Как вы считаете, почему Русь называют деревянной?

(Дома строят из дерева).

Мы живём на севере. У нас много лесов, поэтому давным-давно на Руси люди строили избы из дерева, поэтому и Русь называли деревянной. Мою деревеньку называют «Сосенки».

- Как вы считаете, почему?

(Вокруг сосновый лес).

Сначала выбирали место для будущего дома, приглашали батюшку и служили молебен, призывая благословение Божье на доброе дело, на строительство. Старательно выбирали лес для постройки дома. Нижние ряды строили из более прочных пород деревьев: лиственницы, сосны. Сколько было народных умельцев на Руси. Давайте вспомним пословицу: «Человек от лени болеет…» Продолжите.

Дети: а от труда здоровеет.

Искусные мастера собирали всю постройку без единого гвоздя. Дома получались добротные и стояли сто лет.

- Мог ли хозяин один построить такой дом?

- Почему?

- Посмотрите, какие дома высокие, а брёвна длинные. «Чем больше рук, тем легче труд» - говорили в народе. Вот и строили всей деревней. Помогали друг другу.

- Посмотрите внимательно, чем похожи дома?

- Почему входные двери делали низкими?

(Чтобы сберечь тепло).

Входя в избу, человек невольно кланялся, так люди здоровались. Обратите внимание на окна.

- Почему они маленькие?

(Для сохранения тепла).

Стёкла были дорогие, и бедные крестьяне затягивали окна рыбьим пузырём, просмоленной тканью или слюдой.

- Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней, украсить не так, как у соседа.

- Может кто-нибудь знает, как называется то, чем украшали окна?

(Резные наличники, ставни).

- А крышу чем украшали?

(Деревянным коньком, кружевной резьбой).

Лицо дома должно быть красивым, нарядным.

- Чем украшали крыльцо?

(Витыми столбами).

Располагалась изба всегда лицом к дороге. К избам примыкали хозяйственные постройки. Получалось крестьянское хозяйство. Несколько крестьянских хозяйств составляли деревню. В каждой деревне обязательно была часовня и мельница. В крестьянском хозяйстве обязательно был амбар. Кто знает, для чего он был нужен? Вспомните сказку «Колобок». По сусекам поскреби, по амбару помети. Что искала бабка в амбаре? Что хранили в них?

(Муку).

В них хранилась самая главная крестьянская ценность – мука.

- А что же такое сарай?

(В нём хранили орудия труда, повозки, упряжку).

А это хлев.

- Зачем нужен крестьянину хлев?

(Держали скотину).

А как вы думаете, это что?

(Баня, колодец).

-Нравится вам моя деревенька?

А теперь добро пожаловать в мою избу. Дай бог тому, кто в вашем дому. Дорогим гостям, милым детушкам. Сегодня я вас приглашаю в мою любимую часть избы.

- Как называлось место, где женщины готовили, где хранили утварь.

(Бабий кут).

Правильно, бабий кут. Он всегда размещался в правом от печки углу. Этот угол считался царством хозяйки.

- Как обогревали дома?

Для обогрева складывали русскую печь, она занимала почти половину избы.

- Почему раньше говорили: «Без печки хата не хата»?

Хорошая печь гордость и печника и хозяина.

- Давайте покажем, зачем была нужна печь.

Физическая минутка.

«Что мы делали не скажем, а как делали - покажем» (Готовили еду, мылись, парились, спали)

- Обратите внимание, сколько много у меня посуды. Я сейчас буду загадывать загадки, а ответ ищите в моём бабье царстве.

- Сколько ни мучайся, ни три его, а белее не сделаешь. (Чугун)

- Для чего нужен чугун?

(Для приготовления пищи в русской печи).

-Длинная рука, чугунок держит за бока. (Ухват)

- Почему нельзя обойтись без ухвата?

(Чугунок тяжёлый, когда в печке нагреется, можно обжечься).

Поэтому и существует такой помощник – ухват, с его помощью и поднять чугун легче.

- Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар)

- Для чего нужен самовар?

- С берёзы снято, в воде мято, в трубку скрутилось, в посуду превратилось. (Туесок)

- Для чего нужен туесок?

( Хранили жидкость: молоко, воду).

Они очень хорошо сохранялись. Даже в жаркий день молоко не скисало, а вода оставалась холодной.

- С ушами, да не слышит? (Кадушка)

- А может кто-нибудь знает, зачем нужна кадушка?

- Для заготовки впрок солений, квашений, использовали для хранения муки.

- Ещё одна, очень трудная загадка, слушайте внимательно.

- На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл – семью кормить. (Горшок)

- Что раньше готовили в горшке?

(Щи, кашу, картошку).

- Новая посуда – вся в дырках. (Сито)

- Сито для чего нужно?

(Для просеивания муки).

- А как называется эта посуда? (Кринка)

- Кто знает, для чего предназначена кринка?

(Для хранения и подачи молока).

Посмотрите, у меня в хозяйстве есть корешатик.

- Почему он так называется?

- Корень-корешок – корешатик. Он сделан из корешков сосны. В нём хранили хлеб, сладости.

- Из чего сделана моя посуда?

(Из дерева, глины, металла).

Очень мне моя посуда нравится. А какая из этой посуды есть у ваших бабушек и дедушек, а может и у вас дома есть?

- Вещи долго служат хорошим хозяевам.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вам понравилось в моей деревне?

- Что вам понравилось в моей избе?

- Приезжайте ко мне, не забывайте меня. Я вам много чего интересного расскажу. Очень вы меня сегодня порадовали своими ответами и знаниями. А сейчас, пожалуйста, мне пора вас обратно в детский сад проводить.

- До свидания, гости дорогие, наделил бы вас господь и житьём и бытьём и здоровьицем.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экскурсия в Борский краеведческий музей»Фотоотчет «Экскурсия в Борский краеведческий музей» Мы живем в небольшом городке Бор, расположенном на левом берегу Волги, рядом с городом Нижнем Новгородом. Одной из достопримечательностью.

Фотоотчет «Экскурсия в Лискинский краеведческий музей»Фотоотчет «Экскурсия в Лискинский краеведческий музей» Всем,доброго времени суток,предлагаю Вашему вниманию фотоотчет в наш Лискинский краеведческий музей. С целью воспитания у детей патриотических.

Фотоотчёт «Экскурсия в краеведческий музей»Фотоотчёт «Экскурсия в краеведческий музей» Муниципальное автономное учреждение детский сад №5 «Родничок», Обухова Наталья Анатольевна воспитатель старшей группы. Со старшей группы.

Изучаем «Югорское наследие». Экскурсия в краеведческий музейИзучаем «Югорское наследие». Экскурсия в краеведческий музей Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Экскурсия в краеведческий музейЭкскурсия в краеведческий музей Лето - пора походов, поездок. Многие дети ушли с родителями в отпуск. С теми же, кто остался в детском саду, мы ходили на экскурсии. Одну.

Фотоотчет «Экскурсия в краеведческий музей»Фотоотчет «Экскурсия в краеведческий музей» Экскурсия в краеведческий музей Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный охота окунуться В музей идем, по залам ходим,.

Экскурсия в краеведческий музей (фотоотчет)Экскурсия в краеведческий музей (фотоотчет) Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования.

Фотоотчет «Экскурсия в краеведческий музей» в старшей группеФотоотчет «Экскурсия в краеведческий музей» в старшей группе Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад «Родничок» № 5 Экскурсия в краеведческий музей Старшая группа Ольга Николаевна.

Фотоотчет «Экскурсия в районный краеведческий музей»Фотоотчет «Экскурсия в районный краеведческий музей» Здравствуйте коллеги! 15 августа 2018 года воспитанники средней, старшей групп посетили районный краеведческий музей, чтобы познакомиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Экскурсия в краеведческий музей»
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 19:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Экскурсия в краеведческий музей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коктомова (УИ 203933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД