Наталья Добрынина
Конспект НОД «Встречи в зимнем лесу»
Цель:
Уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных, явлениях природы, растений зимнего леса.
Задачи:
* Воспитывать эстетические видение природы, стремление беречь её.
* Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание.
* Способствовать развитию речь детей, фантазии, воображения. Закрепить умение узнавать и находить знакомые объекты (птиц, следы на снегу, видеть особенности и поведения.
* Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях.
Публикация «Конспект НОД „Встречи в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
* Закреплять основные физические навыки, выносливость
Развивающая среда
* Макет «Зимнего леса», видео «Зимние встречи».
* Музыкальная птичка синичка. Аудио запись физ. минутки.
* Материал дидактических игр: «Чьи следы?», «Чей это домик?».
* Иллюстрации по теме, загадки, стихи.
* Ёмкость со снегом.
* Схема для практической деятельности «Угощение птицам. Пряник»
ИКТ:
* Телевизор.
* Компьютер.
* Видеофильм «Зимние встречи»
Ход
На экране демонстрация фильма «Зимние встречи», педагог сопровождает читаем стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится и
На землю тихо, падает, ложится,
А на утро поле, снегом забелело,
Словно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею, крепко непробудно».
Какие неожиданные встречи могут произойти в зимнем лесу? А, снег всё продолжает падать и падать. Вековые ели, сосны, берёзы «надели зимние шубы», кустарники стали похожи на сказочных персонажей. Сейчас середина зимы – февраль дует ветрами, завывает вьюгами. Обратить внимание на поведение животных в холодное, зимнее время (комментарии по кадрам видео).
Ребята, давайте представим, что мы оказались в таком лесу!
Что для этого нам надо сделать? Ответы детей.
Тепло одевайтесь и в дорогу отправляйтесь. Ответы детей. Имитируем процесс одевания и отправляемся в путь-дорогу (повторяем правила поведения в зимнем лесу).
Первая остановка. «Снежная полянка" Подходим к ёмкости со снегом.
Загадка о снеге.
ОПЫТ: «Почему на снегу остаются следы?».
Предметы для опыта: камень, дерево, перышко, шишка.
Проблема: Какой предмет оставил самый глубокий след и почему? Дети выполняют практические действия с предметами и снегом, определяют следы и делают вывод: чем тяжелее предмет, тем глубже и четче след.
Продолжаем наше путешествие по глубокому снегу. Вот мы и вышли на полянку леса. Какой зимний, морозный, чистый воздух. Упражнение на дыхание.
В морозный день хорошо, слышно скрип шагов, другие звуки зимы. Прислушайтесь, и скажите, что услышал? (пение синички)
Ребята, как вы думаете, что может рассказать, а может она что-то хочет сообщить нам? (предложения детей). А мне показалось, что она хочет с нами попутешествовать по зимнему лесу и рассказать о жизни её обитателей. Синичку зовут Зинь - ка.
Зинь = ка предупреждает, что в лесу необходимо соблюдать тишину, слушать и терпеливо наблюдать. Возьмём бинокли и понаблюдаем.
Кто что увидел? Увидели следы (дети высказывают свои предположения).
Дидактическая игра «Снежная книга».
«На снегу следы - как книжка,
Куропатка, горностай, волк,
Сохатый, даже мышка – пишут все.
А ты читай!»
Материал для игры: На макете леса спрятаны игрушки животных (заяц, лиса, волк, лось, мышь,белка, тетерев, медведь, бобёр, зелёная трава, шишки поеденные белкой, мышкой, погрызенное бобром дерево, снегирь, клёст, куропатка). По фотографиям следов находим обиталище животные: белка лакомилась шишкой, дятел расправился с шишкой и т. д.
Следы каких животных нам зимой не найти? (Обращаем внимание на «берлогу» медведя). Мороз стал крепчать, как нам согреться? (Предположения детей) Физическая разминка: «У оленя дом большой».
Синичка «благодарит» детей за новые знания. Предлагает детям другую игру «Кто прошёл по снегу?», «Кто что ест?», «Волшебный снежок».
Нам пришло время возвращаться домой. Что вы нового и интересного узнали из нашего путешествия? Делаем вывод: В зимнем лесу жизнь продолжается и у каждого обитателя она очень интересная. Снег помогает птицам, зверям, растениям пережить холода, спрятаться от врагов и даже найти пищу. Но много снега, создаёт большую проблему, каким животным и как?
Пение синички. Зинька что–то хочет сказать? (Ответы детей) Синичка просит сделать подарки для её друзей. Чем мы можем им помочь? Предлагаю вернуться в группу и сделать птичьи угощения.
Практическая работа: Рассматриваем схему - алгоритм действия, выполнение работы, помощь при затруднении.
Предлагаю два варианта поделок: «пряник – лакомку» и «кекс –лакомку».
Оценка детских работ. Ребята, вы сегодня молодцы! Побывали в гостях у лесных жителей, помогли зимующим птицам сделали им угощения. Спасибо!
Оценка детских работ.
Итог: Что происходит в зимнем лесу?
Жизнь животных в лесу продолжается. Каждое животное приспосабливается пережить зиму по-разному: медведь в берлогу залёг спать, волки лисы бегают по снегу и т. д.
- Закрепить и расширить знания детей о явления неживой природы, растений, жизни диких животных в зимнем лесу. Задачи:
• Воспитывать эстетические чувства и видеть красоту в окружающем.
• Учить заботливому и бережному отношению к окружающей природе, помогать перезимовать птицам, подкармливать их, делать кормушки.
• Закреплять основные физические навыки, речь с движениями, музыкальный ритм.
Материалы:
Макет «Зимнего леса», видео «Зимние встречи». Музыкальная птичка синичка. Аудио запись физ. минутки. Материал дидактических игр: «Чьи следы?», «Чей это домик?». Иллюстрации по теме, загадки, стихи. Ёмкость со снегом. Схема для практической деятельности «Угощение птицам «пряник для птиц»
Технические средства: Телевизор, компьютер.
Ход занятия:
Дети входят в группу. На экране появляется фильм «Зимние встречи». Педагог читает стихотворение И. Сурикова
Белый снег пушистый
В воздухе кружится и
На землю тихо, падает, ложится,
А на утро поле, снегом забелело,
Словно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею, крепко непробудно».
Лес спит, но мы видим, что жизнь в лесу продолжается.
- Ребята, как вы думаете, какие неожиданные встречи могут произойти в зимнем лесу? (встретить волков, много сугробов, различных следов зверей и птиц, кормушки и т. д.).
- Снега много не только на земле. Вековые ели, сосны, берёзы «надели зимние шубы», кустарники стали похожи на сказочных персонажей.
- Снег продолжает падать и падать. Какое сейчас время года? А месяц? Февраль – самый последний зимний месяц и поэтому часто дут ветры, завывает метель и вьюга. С давних времё н люди заметили: Январю – морозы, Февралю – метели.
II. Актуализация знаний
Ребята, а вы хотели ли побывать в зимнем лесу?
-Давайте понаблюдаем, как ведут себя животные в холодное, зимнее время.
- Что для этого нам надо сделать, чтобы отправиться в зимний лес? Ответы детей.
-Потеплее одевайтесь и в дорогу отправляйтесь. Снега нападало много, как бы нам не заблудиться, как будем гулять по лесу?
Ответы детей.
Шагаем друг за другом, делая повороты.
III. Работа по теме занятия.
Остановка на снежной полянке.
Снег – он какой? (чистый, холодный, сыпучий, оставляет следы)
Опыт «Почему на снегу остаются следы?»
Предметы для опыта: камень, дерево, перышко, шишка.
Подходим с ёмкостью со снегом. Предлагаем оставить следы. Задание: «Почему на снегу остаются следы?» (снег слипается, и остаются опечатки)
Какой предмет оставил самый глубокий след и почему?
В итоге, снег – это хорошо или плохо?
«Что за звёздочки такие на пальто, на рукаве – все резные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.»
Сколько лучиков у снежинки?
- Продолжаем наше путешествие.
Вот мы и вышли на полянку леса?
Какой зимний, морозный, чистый воздух.
В морозный день хорошо, слышно скрип шагов, завывание ветра и другие звуки зимы. Прислушайтесь, и скажите кто, что услышал? (пение синички)
Ребята, как вы думаете, что хочет сообщить синичка? (предложения детей).
Я думаю, что она хочет с нами попутешествовать по зимнему лесу и узнать о жизни его обитателей: Кто его населяет? Кто как приспособился к жизни зимой в лесу? Синичку зовут Зинь- ка.
Зинька меня предупредила, что в лесу нужно соблюдать правила поведения.
Можно в лесу в лесу кричать, шуметь? Почему? (Ответы детей)
Как нам тихо и незаметно понаблюдать за жизнью животных? (Детские версии). Бинокли — это хорошо.
Кто, что увидел в свой бинокль? (следы)
Дидактическая игра «Снежная книга».
«На снегу следы - как книжка,
Куропатка, горностай, волк,
Сохатый, даже мышка – пишут все.
А ты читай!»
Сейчас мы с вами прочитаем эту книжку
Материал для игры: На макете леса спрятанные игрушки животных (заяц, лиса, волк, лось, мышь, белка, тетерев, медведь, бобёр, зелёная трава, шишки, поеденные белкой, мышкой, погрызенное бобром дерево, снегирь, клёст, куропатка.)
Следы каких животных нам зимой не найти?
Синичка «благодарит» детей за новые знания. Предлагает детям другую
Игры «Кто прошёл по снегу?», «Кто что ест?», «Волшебный снежок».
Мороз стал крепчать, как нам согреться? (Предположения детей)
Физическая разминка. «У оленя дом большой.»
IV. Практическая часть занятия.
Теперь все согрелись! Нам пришло время возвращаться домой.
Что нового узнали из нашего путешествия?
В зимнем лесу жизнь продолжается. Снег помогает птицам, зверям, растениям пережить холода, спрятаться от врагов и даже найти пищу. много снега, создаёт большую проблему, каким животным и как?
Пение синички.
Синичка просит сделать подарки для её птичек-друзей. Чем мы можем им помочь?
Предлагаю, вернуться в группу и сделать птицам угощения.
Практическая работа: Рассматриваем схему - алгоритм действия, выполнение работы, помощь при затруднении. Предлагаю два варианта поделок: «пряник – лакомку» и «кекс –лакомку».
Оценка детских работ:
Ребята, вы сегодня молодцы! Побывали в гостях у лесных жителей, помогли зимующим птицам сделали им угощения.
Спасибо!
V. Итог занятия:
Скажите, что же происходит в зимнем лесу?
(Жизнь и каждое животное приспосабливается по-своему, одни в берлоге и норках, другие бегают и добывают себе пищу. Птички собираются в стайке и находят себе корм)