Марина Марусина
Конспект НОД «Волшебное зёрнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе на тему:
«Волшебное Зёрнышко»
Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора»
Цель: формировать знания о процессе посева зерна, получения из него муки и хлеба; знакомить детей с ростом и развитием зерновых культур при помощи организации и проведения элементарных опытов (проращивание зерна).
Задачи: Образовательные задачи: • Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
•Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
Публикация «Конспект НОД „Волшебное зёрнышко“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Познакомить с профессиями: комбайнёр, мельник, пекарь.
Развивающие задачи:
•Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
• Способствовать формированию мыслительных операций (внимание, образное мышление, воображение).
•Развивать связную речь детей, мелкую моторику, трудовую деятельность.
Воспитательные задачи:
•Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, уважение к труду людей «выращивающих» хлеб.
•Воспитывать умение работать сообща.
• Формировать интерес к будущему результату своего труда.
Виды деятельности: двигательная, познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Оборудование: зерна пшеницы; пшеничные колоски; горшочек с ростками пшеницы; игрушки: Солнышко, Колобок, изображение Волшебного Зернышка; лейки с водой; ёмкости с землей; влажные салфетки; набор слайдов для показа о процессе выращивания пшеницы и получения хлеба из презентации «Хлеб – всему голова» ; макет мельницы; иллюстрации с изображением пшеницы на полях, комбайна, грузовой машины.
Методы и приё мы: информационно - рецептивный метод (сообщение готовой иллюстрированной информации, которую дети воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти);словесный метод; наглядный метод; практический метод.
Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о хлебе; отгадывание загадок; чтение и разучивании стихов о хлебе. Д/И «Профессии». Заучивание пословиц «Не трудиться, хлеба не добиться» «Без труда хлеба не вырастишь». Просмотр слайдов с изображением мельниц (ветряных, водяных, современных)
Ход непосредственной образовательной деятельности
Формирование положительной мотивации. В. Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться! – Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
В. – Ребята, к нам ещё пришел сегодня гость, только из сказки. Он попросил его представить с помощью загадки.
Послушайте внимательно и отгадайте, кто это?
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел
У него румяный бок…
Вы, узнали (Колобок) (Воспитатель вносит Колобка)
В. – Здравствуй, Колобок. Какой ты румяный, аппетитный. - Дети,а кто слепил колобка? Ответы детей. - Бабушка.
В. - А из чего бабушка сделала колобка? Ответы детей. - Из муки.
В. - А где берут муку? Ответы детей. - В магазине.
В. Бабушка Колобок испекла, а знаете ли вы, что ещё из муки делают?
Ответы детей. А кто из вас помнит, как называется профессия человека, который делает хлебобулочные изделия? Ответы детей. Пекарь.
Воспитатель. Верно ребята – это пекарь. Посмотрите дети, вот какая мука (показ) Какая она? Ответы детей. (белая, мягкая)– Как мука появилась в магазине, хотите узнать? Ответы детей. – Да, хотим.
В. – Думаю, Колобку тоже очень будет интересно узнать, откуда же берётся мука. Поможем ему, возьмём с собой? Ответы детей.
Но для этого нам надо отправиться в сказку. А попасть в сказку поможет волшебный ковер – самолет. Давайте сейчас подойдем к нашему волшебному ковру – самолету и встанем на него поудобнее. Отправляемся в сказку. (звучит музыка)
С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте - может будет интересно?
В. – Вот ребята, мы и в сказке…- Посмотрите, домик чей–то стоит (указывает на мельницу).Чтобы нам его лучше рассмотреть, подойдем к нему поближе.
В. - Посмотрите на этот дом. Дом необычный. Как вы думаете, что это за дом? Как он называется? Ответы детей. - Мельница.
В. - Верно, это мельница. - Интересно, кто же там живет. Надо, наверное, постучать и хозяин откроет дверь.
Пальчиковая игра.
На горе мы видим дом (Руками изображаем гору и крышу дома)
Много зелени кругом (Рисуем руками круг)
Вот деревья, вот кусты (Показываем высоту деревьев и кустов)
Вот душистые цветы (Двумя руками показываем раскрывшийся цветок)
Окружает всё забор (Рисуем круг и показываем «решётку» из пальцев)
За забором чистый двор (Ладонью как-бы вытираем стол - туда и обратно)
Мы ворота открываем (Из ладошек делаем закрытые ворота, а потом их открываем)
К дому быстро подбегаем (Изображаем указательным и средним пальцами, как бегут пальчики)
В дверь стучимся: тук, тук, тук (Об левую ладонь правым кулачком стучим)
Кто-то к нам идёт на стук (Подносим правую ладонь к правому уху и слушаем)
В гости к другу мы пришли и подарки принесли (Протягивание вперёд обе руки).
Зернышко. – Здравствуйте, ребята. Я волшебное пшеничное Зернышко, живу на мельнице и хочу рассказать вам сказку. Усаживайтесь поудобнее вместе со мной и слушайте. - Жили – были на свете зернышки. И были эти зернышки вот такие (воспитатель показывает зерна). Зернышко. - Однажды лежали они на окошке, влетел весенний ветерок, подхватил зёрнышки отнес их в поле и опустил в землю. (Показ воспитателя).Зернышко. – Шли дни. Дождь поливал землю (Воспитатель поливает землю из лейки) – давал зернышку пить. Солнышко (Показ воспитателя). Своими лучами согревало землю и давало зернышку свет и тепло. А свет тепло и вода необходимы для всего живого. И вот однажды зернышки проросли из земли…
Зернышко. – Когда зернышки проросли они стали похожи на травку. Они были вот такие (показ проросшей пшеницы).
С каждым днем они росли, набирались сил и превратились в зеленые колосья. (показ воспитателя). Закончилась весна, пришло лето. Дни стали жаркие, зеленые колоски созрели и стали золотистые. Вот такие. (показ воспитателя). - Ох – ох – ох! Ребята, что – то я немного устало!
Воспитатель. - Ребята, пока зернышко будет отдыхать, и мы с вами тоже немного отдохнём, сейчас мы превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка. Ветер веет над полями
Ветер веет над полями и качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывёт над нами, словно белая гора. (Потягивания-руки вверх)
Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья (Делают круги руками)
Вправо-влево,взад-вперёд,а потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)
Там немного отдохнём. (Дети садятся)
В. – Молодцы, ребята. А сейчас садитесь и слушайте сказку дальше. Зернышко. За созревшими золотыми колосками на поле приехала машина, которая называется комбайн. (Показ иллюстрации) Посмотрите вот это комбайн. Давайте вместе скажем, как называется эта машина. На ней работает комбайнёр. Кто на ней работает? Ответы детей. Комбайн, комбайнёр.
Зернышко. Комбайн срезал колоски, а грузовая машина отвозила зерна в зернохранилище. Зернохранилище – это место, где хранятся зерна, там их очищают от пыли и сушат.
В. Ребята, так как же называется место для хранения зерен.
Ответы дети. Зернохранилище.
Зернышко. Затем, зерна повезли на мельницу. Это место, в котором зерна перемалываются. Работает на мельнице мельник. (Зернышко показывает мельницу) .
В. Так как же называется место, где мелят муку? Кто мелет муку?
Ответы детей. Мельница, мельник
Зернышко. Раньше ребята, мельницы были ветряные, как у меня. (Показ иллюстрации) Ветер дул на крылья, они вращались и заставляли работать жернова – большие камни, которые перетирали зерно, превращая его в муку.
Зернышко. И только потом муку развозили по магазинам. Вот какой длинный путь проходят зернышки, прежде чем стать мукой.
В. – Спасибо Зернышко тебе за рассказ. А чтобы наш Колобок не забыл, как делать муку и хлеб, как он появился сам, давайте ему поможем, всё вспомнить. (Показ слайдов о процессе посадки и получения муки и хлеба) -Что необходимо сделать с зернышком? (Ответы детей.)Его необходимо посадить в землю. - Чтобы зернышки проросли, что для этого им необходимо? Ответы детей. Солнце, дождь В. - Когда зернышки созрели, какая машина их срезает? Ответы детей. Комбайн.
В. –Куда увозят обмолоченные зернышки? Ответы детей. На зернохранилище.
В. А где перемалывают зерна? Ответы детей. На мельнице.
В. Вот видите,ребята, сколько трудов надо вложить, чтобы получилась мука. Давайте и мы с вами посеем зернышки, и будем наблюдать за их ростом. А Зернышко посмотрит, правильно ли мы все делаем.
Практическое здание.
Посадка зерен пшеницы. (на столах для каждого ребёнка баночка, для посадки зёрен пшеницы, лейка с водой и грабельки). Дети делают бороздки, сеют зерно в землю, засыпают, поливают, игрушка «Солнышко» согревает землю.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (наклоны вправо-влево)
И красавцем обернулся. (2 р.)
В. Спасибо, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Зернышко. А сейчас ребята отгадайте мои загадки.
1. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука) .
2. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
3. Ты не клюй меня, дружок,голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я,будет целая семья. (Зерно)
4. Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен,
-Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
5. Кольцо не простое
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье (Баранка)
Зернышко Молодцы! Сколько всего вы знаете и умеете. За это для вас у меня есть гостинцы – вкусные булочки.
В. –Спасибо тебе, Зернышко. Мы с ребятами вернемся из сказки, помоем руки и обязательно попробуем булочки и гостей угостим. А сейчас, в знак благодарности, Зернышко, послушай стихи, которые дети знают о хлебе.
Дети читают стихи о хлебе.
1. В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
2. Ты расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
3. Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
4. Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи
5. Вот он хлебушек душистый
Вот он – теплый, золотистый
В нем – здоровье, наша сила
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
6. В нем Земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
7. Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Зернышко. Спасибо вам, ребята, мне было очень приятно с вами познакомиться!
В. Попрощайтесь с Зёрнышком,ребята, нам уже пора из сказки возвращаться в детский сад (дети говорят до свидания Зёрнышку)
В. Устраиваемся поудобней на нашем волшебном ковре-самолёте
Раз, два, три, Ковер – самолет домой нас неси!
(Звучит музыка, дети возвращаются в сад.) Вот мы и вернулись.
В. Теперь мы с вами будем наблюдать за нашими зёрнышками, ухаживать за ними, не забывать поливать. Посмотрим, как они будут расти, какими станут.
Понравилось ли вам наше путешествие?
(ответы детей)