Людмила Вороновская
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Самара театральная. Виды театров»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель: Вороновская Л. В.
Цель: Формирование представления детей о видах театров.
Задачи:
- познакомить детей с профессией актер, с тем, как выглядел первый кукольный театр, видами театров;
- закрепить названия театров, которые есть в г. Самаре;
- развивать речь, пантомимику;
- воспитывать смелость, уважение друг к другу.
Материал: ноутбук, фотографии, иллюстрации театров.
Ход:
Воспитатель:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Добрый день, ребята. Предлагаю нам с вами отправиться в увлекательное путешествие, но вначале я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (ТЕАТР)
Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.
Слово «театр» - греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. Весной в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года во всем мире 27 марта, стали отмечать как Международный день театра.
Покровительствовали театру две музы : веселая, жизнерадостная - Талия и грустная, печальная - Мельпомена. Талия помогала актерам разыгрывать веселые, смешные пьесы – комедии, а Мельпомена – грустные и печальные – трагедии.
Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актеры мужчины, переодетые в женские платья.
Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски.
Русский театр ведет свое начало с древности. Его истоки — это обряды, праздники, связанные с языческой культурой славян. Они сопровождались магическими действиями, песнями, плясками, заклинаниями.
Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни.
На Руси, как упоминается в летописях, существовали скоморохи — бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты. Многие связывают становление театра на Руси именно с появлением скоморохов.
Они умели играть на инструментах, исполнять песни, разыгрывать сценки, изображать зверей и птиц.
На улицах многих городов появились балаганы- это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, веселые театральные куклы – Петрушки.
Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.
Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актеры, которые показывали спектакли для зрителей.
В городе Самара тоже есть театр, да не один.
Еще в далеком 1851 году состоялась первая из постановок академического театра драмы. Это театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы по произведениям писателей. Это здание театра украшает Самару и по сей день, словно сказочный, театральный дворец на крутом берегу Волги. Полное название театра - Самарский академический театр драмы им. М. Горького.
А вот в 1930 году был создан «СамАрт», или же театр юного зрителя - ТЮЗ. В нем ставятся детские постановки. За всю его продолжительную историю здесь было поставлено свыше пятисот успешных спектаклей.
Годом позже в 1931 году появился академический театр оперы и балета, по сей день считающийся одним из наиболее крупных на всей российской территории. В нем ставят музыкально-драматические произведения, в которых актеры поют или танцуют.
Еще через один год во весь голос заявил о себе театр кукол. Несмотря на то, что поначалу здесь работали только пять артистов, он сразу же стал излюбленным местом самарского культурного отдыха.
В Кукольном театре главные действующие лица - куклы, которыми управляют актеры – кукловоды. Они прячутся за ширмой.
В спектаклях участвуют разные куклы : кукла би-ба-бо. Одеваются такие куклы на руку, как перчатка.
Воспитатель: Куклы в театре би-ба-бо умеют наклонять головы, хлопать в ладоши, вертеть головой вправо и влево, кланяться.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая еще интересная кукла. Называется она – марионетка. У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянным палочкам – крестовине. Кукловоды с помощью крестовины и нитей приводят в движение марионеток.
.Конечно, управлять марионеткой не так уж и просто. Чтобы кукла легко двигалась, шевелила руками и ногами, кукловод должен обладать сильными, ловкими, крепкими пальцами. Мы тоже можем потренировать наши пальчики с помощью игры «Замок».
Игра «Замок» (повтор 1-2 раза).
Воспитатель: Бывают еще ростовые куклы.
У нее есть веревочки, чтобы одевать их на шею, резинки, чтобы одевать их на руки и ноги.
Двигается она с помощью движений рук и ног кукловода. Если кукловод протянет руку, кукла тоже протянет руку, если кукловод начнет шагать – кукла станет двигать своими ногами.
Давайте поиграем.
Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
Выходят желающие – это актеры. Им раздаются роли, остальные зрители. Актеры при помощи мимики и жестов показывают свой образ, при этом не говорят ни слова, а зрители должны угадать, что же показывает актер. Потренируемся, первый образ показывает педагог. (Человек, который режет лук). Выступают дети, их задания: шофер, человек, который ловит комара, человек, который ест мороженое.
Хорошо справились с заданием! А как зрители должны отблагодарить актеров? (Звучат аплодисменты, актеры выходят на поклон).
Игра «Измени свой голосок».
Дети приветствуют друг друга от имени придуманного ими сказочного персонажа, используя выразительные движения, мимику, голос.
После выступления зрители одаривают актеров аплодисментами. Но ведь аплодисменты могут быть разные. А какие? Давайте попробуем изобразить. Итак, обычные.
А теперь ленивые.
Восторженные.
И, наконец, овации. (Ребята пробуют аплодировать по-разному)
Дети, вам понравилось наше путешествие в мир театров?