Наталья Леонидовна Лобачёва
НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках консультпункта по ТРИЗ-ртв
Цель:
Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром».
Программное содержание
• Формировать основы диалектического мышления детей при ознакомлении с транспортом.
• Используя генетическую линию СО, рассмотреть развитие транспортных средств от старинных до современных видов, постепенно выделяя изжившие себя качества.
Публикация «НОД в старшей группе „Все о транспорте“, Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Подводить детей к умению формировать противоречие. Учить находить ресурсы для решения поставленной проблемы, сопоставлять свои варианты с предложенными, находить наиболее точные (ИКР).
• Продолжать формировать умение объяснять свойства и качества объектов в ракурсе 2 противоположных сторон.
• Развивать способность детей находить объект путём сужения поля поиска с помощью алгоритма вопросов (Игра «Да – нет»).
• Используя символическую аналогию, закреплять умение классифицировать разновидности транспортных средств.
• Развивать воображение, умение находить нестандартные решения при установлении ассоциативных связей объекта (автомобиля со случайно выбранным объектом) (МФО).
• Формировать интерес к познавательной деятельности, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать грамматически правильную речь.
Словарная работа:гужевой, двигатель, кондиционер.
Воспитатель показывает красивую коробочку.
- Ребята, отгадайте мою загадку.
Д/и «Да – нетка»
- Это природный мир? – нет.
- Это рукотворный мир? – да.
- Это сделано из дерева? – нет.
- Это сделано из ткани? – и да, и нет.
- Это сделано из металла? – да, в основном.
- Это транспорт? – да.
- Это воздушный транспорт? – нет.
- Это наземный транспорт? – да.
- Этот транспорт перевозит грузы? – нет.
- Это пассажирский транспорт? – да.
- Он много перевозит людей? – нет.
- Это легковой транспорт? – да.
- Это автомобиль? – да.
(«показывается» автомобиль-игрушка)
- А что это такое? (в салоне лежит конвертик с картинками или схемами с изображениями транспорта в прошлом и настоящим).
- Ребята, наш автомобиль просит помочь узнать и разобраться, кем он был в прошлом? Кто возил вместо него пассажиров?
- Разложите по порядку эти картинки.
Д/и «Что сначала, что потом?»
Дети раскладывают в кармашки или на магнитной доске последовательно картинки.
1. Карета с тройкой лошадей
2. Паровой автомобиль
3. Современный автомобиль
Карета, запряжённая тройкой лошадей.
- Этот вид транспорта называется гужевой. Здесь используются лошадиные силы. До сих пор измеряют мощность двигателя лошадиными силами.
- Если запряжены 3 лошади, – значит, используются 3 лошадиные силы. А в автомобили, например, мощность двигателя равна 100 лошадиным силам.
- Что хорошего в гужевом виде транспорта?
- Пассажиры доезжают до того места, куда им нужно: в больницу, в гости, на природу… и т. д.); не устают при этом; экологически чистый – не загрязняет воздух.
- Чем же не устраивает этот вид транспорта людей?
- Нужно было содержать лошадей; строить для них жильё, кормить, поить, на зиму сено запасать, ухаживать, лечить; медленное передвижение.
- Такой вид транспорта в городе не используется. В деревне же люди с помощью лошадей перевозят небольшие грузы.
- На смену пришёл паромобиль. Назовите, ребята, хорошие стороны паромобиля.
- Лошадей не надо было содержать; скорость была выше.
- А чем он был не удобен?
- Очень много места занимало устройство (конструкция) двигателя: котёл, в котором нагревалась вода, топка, куда бросали дрова, уголь, труба, по которой поднимался дым и выходил наружу; паромобиль загрязнял воздух дымом; скорость его всё равно была низкая.
- И наконец-то появился автомобиль.
Хорошо: быстро можно доехать, куда только захочется: на дачу, на юг, в другие страны и т. д. ; не устанешь; если захочешь, можно спать на разложенных сиденьях; можно слушать музыку и т. д. ; если жарко открыть окно.
Плохо: опасно, можно попасть в аварию, загрязняет воздух выхлопными газами, которые вредны для здоровья; может поломаться – затрачиваются средства на починку, можно простудиться, если открыть окно и т. д.
- Автомобиль благодарит вас, ребята, всё было интересно. Оказывается, кроме положительных качеств, есть и отрицательные, и автомобиль с вами согласен.
Всё в мире состоит из противоположностей.
Д/и «Где спрятались противоположности в автомобиле»
Дети встают в круг, воспитатель бросает по-очереди мяч.
Восп. : Реб. :
Быстрое - медленное движение
Открытое – закрытое окно
Увеличивается - уменьшается скорость
Твёрдое – мягкое кресло
Гладкий - шершавый корпус внутри
Разогревается – охлаждается мотор
Подвижное – не подвижное сиденье
Физминутка
Детям показываются символы, обозначающие воздух, воду, землю, уточняется знание этих символов, например:
- Что, это, по-вашему, ребята?
- Облако, небо.
- Какой вид транспорта должен здесь находится.
- Воздушный.
- Это, что, по-вашему, ребята?
- Дорога.
- Какой вид транспорта должен здесь находится.
- Наземный.
- А это, что, ребята?
- Река, море, вода.
- Какой вид транспорта должен здесь находится.
- Водный.
Каждому ребёнку прикрепляется эмблема с изображением: самолёта, вертолёта, катера, корабля, автобуса и т. д.
- Представим, что мы находимся в необычном городе, где всё перепуталось: едут автомобили, плывут корабли, летят самолёты, пока звучит музыка – мы в движении, смолкнет – быстро находим своё место (т. е. символ)
Например, ребёнок выбрал символ-облачко:
- Почему ты выбрал это место?
- Потому что я самолёт, я воздушный транспорт и т. д.
- Ребята, недавно я смотрела передачу, где принимали участие наши любимые телевизионные друзья.
- Оказывается, Степашка собрался в путешествие на своём автомобиле вместе с Хрюшей. Но вот в чём проблема: Хрюше нельзя ехать с открытым окном, так как он после болезни и может опять простудиться, а с закрытыми окнами ему будет плохо от недостатка свежего воздуха. Как сделать так, чтобы Хрюша мог дышать свежим воздухом не открывая окна автомобиля? Давайте попробуем решить с вами эту проблему.
Обсуждение ресурсов.
Можно вентилятор включить – Варианты ответов детей: Свежего воздуха от этого не добавится, так как вентилятор только охлаждает
Остановить автомобиль – проветрить его - Варианты ответов детей: Потеряется много времени
Выйти подышать свежим воздухом- Варианты ответов детей: Очень долго придётся ехать
Люк на крыше сделать - Варианты ответов детей: Для этого необходимо время, чтобы поставить автомобиль в ремонт, мастерскую, нужно тратить деньги
Кондиционер поставить- Варианты ответов детей: Это очень хорошо, только дорого
Поставить чувствительные пластинки и автомобиль будет чувствовать сам состояние человека, регулировать температуру в салоне, будет понимать желание пассажира и выполнять его. - Варианты ответов детей: Идеальный конечный результат (ИКР)
- ребята, автомобиль удивлён и обрадован тем, что узнал ещё о том, каким он может быть в будущем.
- Давайте постараемся его ещё раз удивить.
Д/и «Необычный автомобиль»
МФО (метод фокальных объектов)
Автомобиль благодарит детей, а детям предлагается нарисовать автомобиль будущего.