Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна»

Сусанна Хунова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи.

Образовательные: учить составлять описательный рассказ по картине, придерживаться структуры описательного рассказа; формировать умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы, передавать его в своих высказываниях; расширять знания детей об изобразительном искусстве.

Развивающие : развивать воображение, художественное восприятие произведений изобразительного искусства; эмоциональный отклик на весенние проявления природы.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Весна“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение самостоятельно выражать эмоциональное, эстетическое отношение к изобразительному искусству.

Обогащение словаря: половодье,

Активизация словаря: долгожданная, ранняя, звонкая, разлив, отражаются.

Оборудование: портрет И. И. Левитана, репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись П. И. Чайковского «Апрель», А. Вивальди «Времена года, колокольчик.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.

Организационный момент

Дети к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день!Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Мы спокойны, нам хорошо.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза).

Подарим, друг другу улыбку.

2. Развитие временных представлений

- Дети, поясните, а какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какое время года было до весны?

- Какое время года наступит после весны?

- Какое время года бывает между зимой и летом?

А сейчас послушайте, стихотворение о весне (зачитывает четверостишие)

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят… -

Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое, потому что пришла весна)

Дети, а до нас весна никак не дойдёт, мы с вами ещё не ощущаем весеннее тепло, не видим всю красоту этого времени года. А что мы с вами должны сделать, Дети, чтобы на смену холоду, пришло тепло, чтобы к нам пришла весна.

Ответы детей (сказать много красивых слов о весне, воспевать её, может выполнить задания, спеть песни о весне, рассмотреть картины о весне, составить рассказ по ним)

Да, Дети, вы всё правильно сказали, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, воспевают всю её красоту, а художники картины.

С одним из замечательных весенних пейзажей мы с вами и познакомимся.

Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Мы с вами будем рассматривать, и описывать картину художника И. И. Левитана. Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал её природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал стройные берёзки, реки, небо.

Посмотрите на картину, которую нарисовал И. И. Левитан. Как же можно назвать его картину?

Воспитатель выставляет репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Дети предлагают варианты названий картины.

-Называется она «Весна. Большая вода».

Беседа по картине.

- Почему картина называется «Весна. Большая вода»? (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье.)

Дети, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (приметы весны, изменения в природе)

- А что художнику казалось красивым и интересным?

- Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину? (он изобразил половодье)

- Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

- Какими словами можно рассказать о воде, какая она? (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

Что художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с лодкой).

- Такая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок.

Повторите!

Как называете лодка выдолбленная из цельного куска дерева называется?

- Как вы думаете, как она здесь оказалась? (Наверное, её унесло течением).

- Что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода).

- Какой день изображён на картине? (На картине изображен ясный солнечный, безветренный день).

- Почему вы так думаете? (Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики).

- Что можно сказать о небе? (По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну).

- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила вода, которая разлилась при весеннем подъеме уровня воды в реке. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.)

- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую корявую осину).

- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? (Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.) Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.

- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).

- Как вы думаете, почему художник выбрал такие краски?

(Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день.)

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

- Дети, а давайте с вами поиграем? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий мяч:

Воспитатель. Дети, встаньте в круг. Я буду подходить к каждому, и называть слово, а вы повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, воздух — весенний воздух; небо — весеннее небо, настроение — весеннее настроение.

Слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей и т.

Физминутка.

«Весенняя капель»

Солнце стало пригревать,

(руки вверх, потянулись)

Стали капельки стучать.

(кулачки стучат)

Капля – раз, капля – два,

(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)

Капли медленно сперва,

(хлопают в ладошки)

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки.

Их попробуй, догони!

(бег на месте)

Образец составления рассказа по картине воспитателя

Пример воспитателя.

2. Рассматривание картины

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Дети: весна

Воспитатель:По каким признакам вы догадались?

Дети: солнце ярко светит, греет; появились огромные лужи, текут ручьи и т. д

Воспитатель: Кто нарисован на картине?

Дети: дети

Воспитатель:Что делают дети?

Дети:(вышли гулять, пускают кораблики)

Воспитатель:Как одет мальчик?

Дети: у него синяя куртка, синие штаны, лёгкая шапка

Воспитатель:Что надел мальчик на ноги?

Дети: резиновые сапоги

Воспитатель: А почему Коля надел резиновые сапоги?

Дети: потому что на улице сыро

Воспитатель:Как одета девочки?

Дети: у неё цветная куртка, красная шапка

Воспитатель:Какое настроение у детей?

Дети: дети радостные, весёлые

Воспитатель:Как можно назвать эту картину?

Дети: «на прогулке», «однажды на участке», «весной».

Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?

Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).

Весна : верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?

Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).

Весна : вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?

Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).

Весна : правильно! А для чего нужен скворечник?

Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).

Весна : точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?

Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).

Весна : да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?

Дети дают имя мальчику.

Весна : хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?

Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).

Весна : да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?

Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).

Весна : а какого цвета сапожки?

Ответы детей (сапожки розового цвета).

Весна : верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?

Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т. д.)

Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.

1. Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);

2. Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);

3. А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);

4. Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).

5. А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);

6. Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);

7. Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);

8. Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);

9. Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);

10. Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);

11. Как мы её назовём?

Весна : молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Воспитатель: молодцы, Дети. Рассказы ваши были интересными. У всех они получились разными. Я думаю, что мы с вами сказали столько красивых слов о весне, что если она нас услышала, то обязательно к нам придёт

Под музыку входит Весна с корзинкой в руках. Дети встают в круг вокруг Весны

Воспитатель: Ребята здесь пролетел волшебник, и заколдовал птичек, а чтобы их расколдовать, нам нужно загадки отгадать ….

1. Он весной поет красиво : 2. Как на речку прилетает, сразу в воду залезает

Звонко, весело, игриво! «Кря» - кивнула за минутку

Угадай-ка поскорей Вы узнали? Это. (Утка)

Что за птица. (Соловей)

Весна : Здравствуйте, Дети! Вот услышала, сколько замечательных слов вы обо мне сказали, и не смогла не зайти к вам. Я принесла вам теплоту, радость, красоту. А как у вас это получилось? (Мы рассмотрели картину «Весна. Большая вода» художника И. Левитана, слушали музыку о весне, поиграли в игры). А было ли вам сложно? Ответы детей

Сейчас каждый из вас возьмется за ленточку на Весне и скажет, за что он любит весну.

Воспитатель первым берет ленточку говорит: Весна благоухающая. Дети по очереди берутся за ленточку и произносят слова: красивая, нарядная, праздничная, теплая, ласковая, звонкая, цветущая, душистая, лучистая и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

ВЕСНА : Здесь в корзинке у меня есть для вас подарки. Молодцы Дети!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!»Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Интеграция образовательных областей:.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла весна» В : Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним.

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» Цель: Дать детям представление о времени года «Весна». Задачи: 1. Познакомить детей с изменениями, происходящих весной в природе. 2. Развитие.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Весна пришла» Образовательная область – «Познание», направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна»Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна» ДОброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи по теме: "Составление рассказа по картине "Весна"" Цель - продролжать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Составление описательного рассказа о весне. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна»
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 15:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна»» (включая файлы) размещена пользователем Сусанна Хунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД