Ольга Алексеева
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - закрепление знаний у детей о значении леса в жизни человека и животных;
- воспитание любознательности.
Задачи:
1. Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни
людей и желание беречь и охранять окружающую среду.
2. Формировать у детей нормы поведения в природе.
3. Систематизировать знания у детей о природе.
4. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям и
животным.
5. Развивать диалогическую речь ребёнка.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Удивительный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
6. Продолжать развивать активность детей в играх.
7. Воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со
сверстниками.
8. Познакомить с новым методом расположения изображения на широкой полосе (расположение близких и
дальних деревьев ниже и выше по листу).
9. Закрепить умение рисовать старые и молодые деревья, их окраску и характерные особенности строения
(старые ели темнее, молодые- светлее).
10. Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Методы и приемы:
1. Практические: физминутки, П/и, Д/и.
2. Наглядные: показ картинок, слайдов про лес, деревья, ели.
3. Словесные: вопросы к детям, беседа, ответы на вопросы, стихи, слушание музыки.
Материалы и оборудование:
1. Картинки, иллюстрации, слайды.
2. Образцы изображения елей.
Формы организации совместной деятельности
Двигательная. Физминутки: «Мы по лесу гуляли», «Ели».
Продуктивная. Рисование «Большие и маленькие ели».
Чтение худ-ной лит-ры. Чтение стихотворения С. Никулиной «Русский лес».
Коммуникативная. Беседа о лесе.
Игровая. Д/ и: «Можно - нельзя».
Музыкально-художественная. Прослушивание музыки.
Трудовая. Дежурство по подготовке рабочих мест к НОД.
Логика образовательной деятельности
I. Воспитатель обращает внимание:
-Ребята, посмотрите в нашем почтовом ящике я взяла письмо адресованное для нашей группы, как вы думаете от кого оно? А что в конверте может быть?
Читает: «Дорогие ребята, приглашаю в гости в лес. Лесовичок».
-Ребята, принимаем приглашение Лесовичка?
-Но тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Вот мы и в лесу.
II. Беседа о лесах.
Воспитатель рассказывает и показывает слайды о лесе.
-Остановимся и прислушаемся, присмотрись: кругом кипит жизнь. А здесь белка рыжая огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать - и лес откроет свои тайны.
Чтение стихотворения С. Никулиной «Русский лес» -Ребята, послушайте стихотворение о лесе.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнись к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит.
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
-Ребята, посмотрите, здесь в лесу развешены указатели, кто может, помогайте мне читать.
1. «Место отдыха».
-Так чем же является лес для человека? (Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь …».)
2. «Аптека».
–А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
3. «Столовая».
-В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
4. «Дом».
-А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)
- Для кого еще лес является домом?
(Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)
- Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов. Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! Весной и летом радует глаз пестрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединой, ландыши. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?
5. «Мастерская».
-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)
6. «Красота».
-Что растет в лесу? (Цветы, кусты,грибы.)
Весной и летом радуют глаз пестрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши.
III. Физминутка: «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
IV. Д/и «Можно - нельзя»
Воспитатель объясняет:
-Ребята, посмотрите на картинки и разберите их.
-Как же нужно вести себя в таком красивом лесу?
-Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?
(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя).
-Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?
- Молодцы!
V. Беседа о Красной книге.
Воспитатель объясняет:
-В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано. Но человек издавна убивал животных, добывая себе пишу, однако это было для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше
время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
В руках я держу «Красную книгу». Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многие животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке. Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут
навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться правильно вести себя в природе.
VI. Решение экологической проблемы.
Воспитатель объясняет:
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной.
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал. Н. Некрасов.
-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)
-Как предотвратить вырубку леса?
VII. Рисование елей.
Воспитатель объясняет, показывает:
-Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? (хвойный).
-Правильно.
-А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес? (лиственный).
-А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья? (смешанный). -Осенью у дерева меняется цвет листьев. Летом они были зеленые, а осенью стали (дети называют цвет осенней листвы) А елочка зеленой осталась.
Покраснели все рябинки,
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Желтыми стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!
-Нарисуем сегодня большие и маленькие ели. Большие ели старые имеют темно-коричневую окраску коры и темно-зеленую иголок, маленькие, молоденькие – светлую окраску.
VIII. Звучит музыка. Дети рисуют. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
IХ. Физминутка «Ели»
Это ели в лесу.
Ветер сбивает росу.
Птицы на ели летят.
Как они сядут - покажем:
Крылья сложим назад.
Х. Выставки рисунков.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на выставку. Выберите наиболее выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.
-Сравните ели на рисунках.
-Какие они?
ХI. Воспитатель объясняет:
-О чем мы сегодня говорили?
-Что нового вы узнали сегодня? Что было для вас особенно трудным?
-Вы все сегодня молодцы, замечательно справились с работой. Трудились все дружно, старались, довели начатое дело до конца! Спасибо!
-Теперь пора нам собираться домой, в свою группу.
-Спасибо Лесовичку за приглашение, скажем дружно «До свидания, Лес!»
-Раз, два, три в нашей группе окажись.
-Вот ребята, мы у себя в детском саду.