Татьяна Кваша
Конспект НОД в старшей группе «День рождения на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Кваша Татьяна Михайловна МБДОУ детский сад №115 «Ладушки»
г. Брянск
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе.
Тема «День рождения на Руси»
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен, что означают имена.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „День рождения на Руси“» размещена в разделах
Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, самовар; определениями: старинный, деревянная, расписная.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, предметов старины, слушание русских народных песен, колыбельных; беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; проведение с детьми народных игр, изготовление оберега из соленого теста.
Оборудование: аудио записи с русской народной музыкой, плач младенца, колыбельная песня В. Рябкова «Спи младенец мой усни»; кукла – младенец; предметы старины : самовар, лапти, чугун, деревянные ложки, уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбель, уголек, кусочек хлеба, соль, поделки из соленого теста «Оберег».
Ход НОД.
Звучит русская народная музыка, в избу входят дети.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю.
(дети кланяются, прижав руку к сердцу)
Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!
Воспитатель: Дети, скажите, где мы с вами находимся?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А что такое изба?
Дети: Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси в старину.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
(Воспитатель показывает чугунок)
-Дети, что это?
Дети: Это чугунок.
Воспитатель: Правильно, ребята! А для чего он нужен?
Дети: В нем варили еду.
Воспитатель: Молодцы! А это что?
Дети: Это лапти. Их одевали на ноги.
Воспитатель: Правильно, ребята. А это что?
Дети: Это деревянные ложки. Ими ели. А это самовар. Из него пили чай.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
(раздается звук плача ребенка)
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто же это плачет?
(заглядывает в колыбель, достает куклу)
- Посмотрите, дети, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Я его сейчас положу в колыбельку, а ты, Соня, иди, покачай малыша и он перестанет плакать.
(ребенок качает куклу, плач стихает)
Воспитатель: Ребята, с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем имя нашему ребеночку, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие старинные русские имена вы знаете?
Дети: Илья, Данил, Никита, Ярослав, Дарья, Варвара и т. д.
Воспитатель: Молодцы! А как же мы назовем нашего малыша?
Дети: Назовем его Егорушкой.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. Скажите, ребята, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
1 ребенок: Сейчас меня зовут Андрюша, а когда я вырасту, меня будут звать Андреем.
2 ребенок: Сейчас меня зовут Настя, а когда я стану взрослой, меня будут звать Анастасия и т. д.
Воспитатель: Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали свои имена.
А вы знаете, что означает имя Егор?
(ответы детей)
- Егор- это хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы, когда Егорушка выростет, у него было много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что означает ваше имя.
1 ребенок: Александр – защитник.
2 ребенок: Ксения – гостеприимная.
3 ребенок: Дарья – победительница.
Воспитатель: Какие интересные у вас имена. А вы знаете, ребята, что наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети: Тезки.
Воспитатель: Правильно, ребята!
Посмотрите, дети, что для нашего Егорушки приготовлено?
Дети: Уголек, монетки, зернышки.
Воспитатель: А кто знает, зачем эти предметы нашему Егорушке?
Дети: Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель: Правильно. Давно - давно, на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами их тоже положим нашему Егорушке. Что говорили, когда клали уголек?
Дети: Привыкай к домашнему теплу.
Воспитатель: Правильно. Иди, Даша, положи уголек.
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: Будь всегда сыт.
(второй ребенок кладет зернышко)
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
Дети: Будь всегда богат.
(третий ребенок кладет монетку).
Воспитатель: А сейчас мы нашего Егорушку будем купать.
(выходят трое детей)
1 ребенок: наливает в таз воду и говорит:
«Тили – тили- тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки –
Полное ведерко»
2 ребенок: моет ребеночка и приговаривает:
«Мыли – мыли – мыли
Бело – набело отмыли,
Лишь головка одна
Все черным – черна!»
3 ребенок вытирает куклу, приговаривает:
«Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш»
Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли нашего Егорушку, а что же дальше делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Воспитатель: А во что одевали?
Дети: В отцову рубашку.
Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети: Чтобы он был похож на отца и матушку, был честным, работящим, как они.
Воспитатель: Давайте и мы наденем рубашку на Егорушку. Посмотрите, какая рубашка?
Дети: Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: А что приговаривали родители, когда одевали малыша?
1 ребенок: Расти хорошо, малыш!
2 ребенок: Будь похож на отца с матушкой!
3 ребенок: Трудись, как они трудятся!
4 ребенок: Отдыхай, как им отдыхается!
Физкультминутка:»Божья коровка, черная головка полети на небо, принеси нам хлеба черного и белого – только не горелого» (повторить два раза)
Воспитатель: А что дальше делали родители с ребеночком?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: Правильно, дети! А что такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.
Воспитатель: Скажите, какая колыбелька у нашего Егорушки?
Дети: Деревянная, расписная.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Дети: Это хлеб и соль.
Воспитатель: А вы хотите попробовать хлеб с солью?
(воспитатель дает детям попробовать)
Воспитатель: Вы знаете, на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок, то родители клали хлеб и соль в колыбельку, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
- Ребята, положили родители малыша спать, и стали петь ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Как мы будем петь колыбельную?
Дети: Тихо – тихо.
(воспитатель и дети поют)
«Баю – баюшки – баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,-
Баю – баю – баю – бай
Спи, Егорка, засыпай!»
-Уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Воспитатель: Дети, а вы хотите послушать колыбельную? (слушание колыбельной песни «Спи младенец мой усни» В. Рябкова)
Воспитатель: Сегодня у Егорушки первый день рождения. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в феврале, зимой, а ваш?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все знают свой день рождения. В день рождения принято дарить подарки. Пока ребеночек спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Какие же подарки готовили для ребеночка?
Дети: Вязали носочки, делали деревянную игрушку, шили одежду.
Воспитатель: А давайте и мы с вами поздравим Егорку с днем рождения. Мы подарим ему оберег. А что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от разных бед.
Воспитатель: Правильно, ребята! На занятии по ручному труду мы с вами уже сделали оберег. А из чего мы его лепили?
Дети: Из соленого теста.
Воспитатель: А чем мы его украшали?
Дети: Пшеном, семечками, горохом, ленточками.
Воспитатель: А какими узорами расписывали?
Дети: Точками, полосками, рисовали листочки и т. д.
Воспитатель: Очень красивые обереги у вас получились. Давайте подарим Егорушке наши подарки, а каждый из вас ему пожелает что - то.
Дети: Не болей, будь здоров!
Слушай отца и матушку!
Расти сильным, крепким, удалым!
Воспитатель: Поздравили Егорушку, а теперь можно отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ворон»
«Ой, ребята та – ру - ра,
На дворе стоит гора,
А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу, он играет во трубу
Труба точеная, позолоченная, труба ладная, песня складная»
Воспитатель: Вот так проходил первый день рождения родившегося на Руси ребенка. Ребята, вам понравилось, как праздновали день рождения на Руси? Что вам понравилось больше всего? Вы бы хотели, чтобы так проходил ваш день рождения? (Ответы детей) Спасибо вам за старание, за хорошие пожелания для маленького Егорушки. Давайте скажем Егорке до свидания.