Любовь Сидак
Конспект НОД по знакомству с гжельской росписью в старшей группе «Бело-синяя зима в гости к сказке позвала»
▼ Скачать + Заказать документы
Бело-синяя зима в гости к сказке позвала
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3
муниципального образования Каневской район.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
в старшей группе.
Образовательная область: «Познание»,
формирование целостной картины мира.
Тема: «Бело-синяя Зима в гости к сказке позвала…».
Воспитатель
Сидак Любовь Васильевна
МАДОУ детский сад №3,
2014г.
Публикация «Конспект НОД по знакомству с гжельской росписью в старшей группе „Бело-синяя зима в гости к сказке позвала“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Рисование
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Программные задачи:
а) образовательные:
• Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.
• Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи : точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы.
• Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
• Познакомить с разными видами писем: те, которые можно читать, и которые можно послушать.
б) воспитательные:
• Воспитывать в детях умение любоваться красотой зимних пейзажей; гжельской росписью, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.
• Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.
в) развивающие:
• Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».
Материал:
- демонстрационный: мультимедийная установка, авторская презентация на тему «Сказочная Гжель» - 13 слайдов, мольберт с ватманом, аудиозапись с песнями «Зима-красавица» и «Зима - волшебница».
- раздаточный: синяя и белая гуашь, палитры, кисточки (толстая и тонкая, салфетки, банки с водой, вырезанные из белого картона кокошники.
Словарная работа:
активизировать в речи детей слова: гжель, мастера, роспись, фарфор; пополнять словарный запас детей словосочетаниями: белоснежная посуда, небесно-голубые узоры, широкие мазки, гжельские мастера.
Предварительная работа:
Чтение стихов о зиме, отгадывание загадок.
Познавательный рассказ воспитателя «Гжельские мастера».
Рассматривание гжельских изделий.
Рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.
Методы и приё мы: словесный, наглядный, информационно-рецептивный, практический.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное звуковое письмо. Это письмо не читают, а внимательно слушаают. Вы хотите его послушать?
Дети: Да!
Звучит письмо:
«Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сижу царица,
Белокожа, светлолица.
Как махну я рукавом
Всё покрою серебром.
К вам сегодня я приду,
Чудо сказку покажу».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто это с вами сейчас разговаривал?
Дети: Зима!
Звучит аудиозапись песни «Зима-красавица»
В группу заходит Зима. (Её костюм украшен элементами гжельской росписи.)
Зима : Здравствуйте, ребята! Молодцы, отгадали мою загадку.
Правильно, я Снежная Зима! Мне очень хотелось попасть к вам в детский сад и вот, наконец, моя мечта сбылась. Наступило моё время года, и я смогла прийти к вам в гости. Ребята, а вы любите зиму?
Дети: Да!
Зима : А за что вы любите зиму?
Дети: Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика!
Зима : Правильно, ребята, зима приносит с собой веселье, радость и смех. А каким цветом становится мир вокруг?
Дети: Белым!
Зима : Да мир становится белоснежным! (слайд №1). Посмотрите, какая красота! Ребята, а какими ещё оттенками отражается снег?
Дети: Голубым, синим.
Зима : Правильно, синим и голубым. И сегодня, ребята, я хотела бы пригласить вас в моё любимое сине-голубое царство. Но для того чтобы в него попасть вам нужно отгадать загадку.
Сине – голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые
Каждый удивится!
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель).
Дети: Гжель!
Зима : Правильно, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать сказку об удивительном народном гжельском промысле.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды да стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, прямо, как мой снежок зимой, и решили лепить из неё посуду разную. (Слайд №2)
Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Гжель – это всегда бело-синий цвет, яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!» Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. (Слайд №3, №4)
Людям так понравились изделия гжельских мастеров, что они уже хотели видеть росписи не только на посуде, но и на других предметах быта – часах, керамических статуэтках. (Слайд №5, №6).
Красота и нежность гжельского рисунка не могла оставить к нему равнодушной девушек-модниц и вскоре гжель уже украшала и предметы одежды. (Слайд №7, №8, №9) Посмотрите, мой наряд тоже украшен гжельским орнаментом.
Зима : Ребята, а на что похожи гжельские рисунки?
Дети: На снежинки. На морозные узоры на окнах. На зимний лес.
Зима : Вот видите, ребята, какая я волшебница, всё покрыла снегом и леса (слайд №10, и поля (слайд №11, и села (слайд №12). А Мороз – мой друг, помогает мне рисовать красивые узоры и сохранять, чтобы не растаяли. А еще мне помогают сохранить эту красоту гжельские мастера на своих изделиях. Ребята, а какие узоры гжели вы знаете?
Дети: Кружочки, точки, полосы, бордюры, капельки, мазки с тенью. Цветочек.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Да, действительно мазок – это родовая примета гжели. Каждый последующий мазок отличается от предыдущего. (воспитатель показывает выполнение элемента). Сначала на кисточку густо набирают краску, далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют.
Самое трудное в гжельской росписи – «это мазок с тенями». (воспитатель берёт кисточку и на мольберте показывает детям, как нужно выполнять данный элемент). Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится лёгким круговым разворотом, т. е. проворачивается вокруг черенка.
В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик. В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего.
Также мазки дополняются и другими элементами, тонким кончиком кисточки стебель, усики-завитушки, прожилки на листиках или штриховку.
Физкультминутка.
Матрешки
Хлопают в ладошки Хлопок в ладоши перед собой,
Дружные матрешки. Повторить хлопки еще раз.
На ногах сапожки, Правую ногу вперед на пятку, левую ногу
Топают матрешки. Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.
Влево, вправо наклонись, Наклоны вправо – влево.
Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища
Девчонки озорные, Наклоны головы вправо-влево.
Матрешки расписные. Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.
В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, Хлопок в ладоши перед собой.
Веселые матрешки. Хлопок по парте, повторить еще раз.
Зима : Ребята, вы, наверное, знаете, что мои лучшие подружки - снежинки?
Дети: Да!
Зима : Я бы хотела, чтобы вы для моих любимых подружек сделали подарочки. Им нужны новые кокошники для снежного танца (слайд №10, потому что их старые кокошники так засыпало снегом, что рисунка совсем не видно. Поможете, друзья?
Дети: Да!
Дети садятся за столы, на которых стоит синяя и белая краска, Зима раздаёт белые кокошники.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
(И. п. ладони обеих рук сжаты в «бутон»)
Наши синие цветы распустили лепестки
(Постепенное раскрытие пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Шевеление пальцами)
Наши синие цветы закрывают лепестки,
(Снова закрыть пальцы в «бутон»)
Тихо засыпают, головой качают.
(«Бутон» тихо качается)
Дети приступают к рисованию, каждый изображает тот элемент, который больше всего нравится. Зима помогает тем детям, у которых возникают трудности.
После того, как дети закончили рисовать, Зима предлагает рассмотреть кокошники.
Зима : Какие красивые кокошники у вас получились, настоящие волшебные, сказочные. Можно и мне прокатиться в таком убранстве по зимнему лесу. Воспитатель : Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали?
Дети: Гжельская!
Воспитатель: А скажите мне, какие приёмы рисования использовала Настя?
Дети: Мазки, точки, завитки.
Воспитатель: А, что нарисовал Артём?
Дети: Цветы, кружочки, сеточку!
Зима : Спасибо вам, ребята за эти чудесные подарки. Я обязательно передам их снежинкам, и в моём зимнем лесу они будут самыми красивыми. А сейчас я приглашаю вас всех в хоровод. (Звучит аудиозапись «Зима-волшебница»)
Зима : Ну, а теперь мне пора прощаться! До свиданья!
Дети: До свиданья!
Использованные источники:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
2. https://ru.wikipedia.org. Гжель. Адрес.
3. Селева Н. В. «Нежно-голубое чудо» (подготовительная группа). Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством. festival.1september.ru.
4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. / Сост. Штейле Н. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2006.
5. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. – Мозайка – Синтез». – 2000.
6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
7. Аудиозапись песен «Зима-красавица», «Зима-волшебница» - исполнитель Эвелина Лашук. Альбом «Радуга желаний» 2011г.