Екатерина Болеева
Конспект НОД в средней группе «Твердое и жидкое»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
Образовательная область: познание
Вид детской деятельности: познавательно – исследовательский, игровой, коммуникативный.
Тема: «Твердое и жидкое»
Цель. Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действия превращения.
Темочки:
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах твердых и жидких предметов;
2. Познакомить со стихотворением В. Черняевой «Голубую Капельку Тучка родила»;
3. Продолжить знакомить детей с техникой бумагокручения – квиллинг;
Воспитательные
1. Воспитывать желание помогать, выручать из беды;
2. Воспитывать аккуратность при работе;
3. Воспитывать эмоциональное – положительное отношение к технике «квиллинг»;
Развивающие
1. Развивать умение наблюдать и делать выводы;
2. Активизировать слова, обозначающие свойства предметов;
3. Развивать речь, мышление, любознательность;
4. Развитие мелкой моторики рук.
Игровой персонаж: Капитошка
Материалы: Камни, льдинки, стакан молока, стакан воды, картинки с изображением зимы и лета, полоски белой бумаги.
Предварительная работа: на прогулке обратить внимание детей на замерзшие лужи. Пусть ребята потрогают лед, постучат по нему камешком.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня у дверей детского сада я нашла коробку. Это волшебный сундучок. Кто же в нем? Ой, смотрите, здесь какая – то записка. Давайте почитаем.
Там за горизонтом
облачко плывёт.
В облачке весёлом
капелька живёт.
Вот она проснулась
утром спозаранку,
В гости поспешила
к пчёлке на полянку.
С облака на землю
капелька спустилась
И в цветах лаванды
с пчёлкой веселилась.
Травы зазвенели,
с ветерком играя,
В улей улетела
пчёлка золотая.
Капелька купалась
в синем океане
И в цветах осталась
на лесной поляне. (А. Алферова)
Ребят, как вы думаете, о ком это стихотворение? Кто может прятаться в волшебном сундучке?
Дети. Капля, Капитошка.
Воспитатель. Ну что ж, может быть мы тогда посмотрим, кто там спрятался?
Дети. Да.
Воспитатель открывает сундучок и достает Капитошку.
Воспитатель. Ой, Капитошка, как интересно ты сегодня спрятался.
Капи. Здравствуйте, ребята. Я сегодня захотел устроить вам сюрприз. И принес много всего интересного для вас. Хотите посмотреть?
Воспитатель достает из сундучка картинки с изображением всех времен года.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на этой картинке?
Дети. Зима
Воспитатель. Правильно, зима. А как вы догадались?
Дети. На земле, на деревьях лежит снег.
Воспитатель. Ребята, а расскажите, пожалуйста, зима какая?
Дети. Холодная, снежная.
Воспитатель. А теплое время года как называется?
Дети. Лето
Воспитатель. А зима сразу превращается в лето?
Дети. Нет. После зимы наступает весна.
Воспитатель. Весной бывает холодно?
Дети. Да
Воспитатель. А тепло?
Дети. Да
Воспитатель. Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это и зима, и лето одновременно: иногда холодно, но чаще тепло - солнышко светит, снег и лед начинают таять, все теплее и теплее на улице. А потом наступает …. (Лето). Самое теплое время года. За летом наступает …. (осень). Осень -это уже не лето, но еще и не зима – осень это и зима, и лето одновременно.
Капи. Молодцы, ребята. Как много вы знаете о временах года. А хотите поиграть?
Дети. Да
Капи. Тогда вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое - мокрое». Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.
(Лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник.)
Капи. Молодцы, ребята. Я для вас принес подарки. Но случилась беда, мои подарки заколдовали злые волшебники. Вы поможете мне расколдовать ведерки с подарками?
Дети. Да.
Капи. Тогда отгадайте загадки:
Летом все в воде играют,
Летом вся вода журчит!
А зимою застывает,
А зимой вода молчит.
Ну-ка кто меня поймет,
Вода превращается в …. (Лед).
Молодцы, справились. Тогда попробуйте отгадать следующую загадку:
Этот предмет тяжелый, лежит на земле, а может лежать на морском дне. (Камень).
Капи. Молодцы, вы справились с заданием, мои мешочки расколдованы и теперь я могу показать вам то, что я для вас принес.
Воспитатель раздает детям кусочки льда и камушки.
Воспитатель. Кто мне скажет, лед похож на камень? Лед какой?
Дети. Холодный, твердый
Воспитатель. Давайте изучим лед и камешек и решим, похожи они или нет. Можно камешком постучать по столу? А льдом можно постучать? Постучите по столу камешком, потом льдом. Какие они: камешек и лед? (твердые). Теперь попробуйте сквозь кусочек льда посмотреть на свой пальчик. Возьмите лед, приложите его к глазу, посмотрите на пальчик. Вот так.
Дети смотрят сквозь лед на пальчик.
Воспитатель. Видели пальчик? А теперь попробуйте также посмотреть через камешек. Что вы видите?
Дети. Ничего не видно.
Воспитатель. Так чем отличаются лед и камешек?
Дети. Лед прозрачный, а камешек непрозрачный.
Воспитатель раздает детям стаканы с водой и молоком.
Воспитатель. Что можно сказать про воду и молоко? Можно посмотреть сквозь молоко? Ну-ка попробуйте! А сквозь воду можно посмотреть? Что мы скажем про воду и молоко?
Дети. Вода прозрачная, молоко непрозрачное.
Воспитатель. Итак, вода прозрачная, как и лед. Тогда давайте сравним лед и воду. Кто скажет, какой лед? (твердый). А вода какая? Давайте потрогаем её и проверим.
Дети пробуют трогать воду.
Воспитатель. Ну что получается? Можно потрогать воду? Пальцы проходят сквозь воду и никак нельзя её пощупать. Что же можно сказать про воду?
Дети. Она жидкая
Воспитатель. Итак, лед твердый, вода жидкая. Кто мне скажет, что еще бывает жидким? А что бывает твердым? Где мы можем увидеть воду? На улице можем?
Дети. Да, дождь, лужи.
Воспитатель. А зимой мы можем увидеть воду на улице?
Дети. Да, снег, лед.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодня играть с Капитошкой?
Дети. Да
Воспитатель. Тогда давайте Капитошке тоже сделаем подарок, и покажем, во что превращаются его друзья зимой. Мы подарим ему снежинку.
Коллективная работа в технике квиллинг «Снежинка».
Воспитатель. Молодцы, ребята. Смотрите какая снежинка у нас получилась. Капитошка, тебе понравился наш подарок?
Капи. Спасибо, ребята. Мне очень понравилась ваша снежинка. Я сейчас отправляюсь к своим друзьям и хочу им рассказать, как мне нравится у ребят в детском саду. До свидания, ребята.